Первые законодательные акты советской власти подрывали вековые устои огромной империи – не стал исключением и Декрет о переходе на международную метрическую систему, принесший глобальные перемены, поскольку касался фактически каждого человека. Процесс должен был проходить поэтапно, а завершить его планировалось к 1 января 1924 года. Так, с 1 января 1919 года метрическая система становилась обязательной для всех государственных учреждений, с 1 января 1922 года прекращалось изготовление старых мер и гирь, а уже через год запрещалась их продажа.
Проведение реформы было возложено на сформированную Межведомственную метрическую комиссию при Наркомате торговли и промышленности, которая была создана «для решения всех вопросов, касающихся введения и применения метрической системы, для общего технического руководства деятельностью всех заинтересованных учреждений и согласования их интересов». В Комиссию были включены представители Высшего совета народного хозяйства и комиссариатов: финансов, по военным делам, путей сообщения, по просвещению, земледелию, по продовольствию и почт и телеграфов. Постановлением от 21 сентября 1920 года Комиссия была переведена из Наркомата торговли и промышленности в научно-технический отдел ВСНХ.
Однако стране, охваченной Гражданской войной и разрухой, было не до метрической системы, а Межведомственная комиссия не обладала достаточными полномочиями, чтобы решать встающие перед ней проблемы.
Именно поэтому с 19 октября 1920 года руководство реформой было передано в руки Научно-технического отдела Всероссийского Совета Народного Хозяйства (НТО ВСНХ), в свою очередь, срок введения метрической системы было решено перенести с 1 января 1922 года на 1 января 1927 года.
Польза от принятия метрической системы для экономики была очевидна, но советское правительство понимало, что придется столкнуться с трудностями – ведь предстояло не только изготовить новые гири и меры, но и распространить новые меры среди населения, внедрить в промышленность и торговлю. Руководство страны со всей серьезностью подошло к вопросу популяризации и пропаганды новых мер. В первую очередь агитацию планировалось проводить через печать и образовательные учреждения.
Обратимся к архивным документам. В протоколе заседания Межведомственной Метрической комиссии при НТО ВСНХ от 3 февраля 1921 года первым же в повестке дня был вопрос о пропаганде метрической системы и выработке типа стенного плаката. Также стоял вопрос об издании брошюр, получивших премии на конкурсе сочинений для пропаганды метрической системы. Обсуждался выход в свет брошюры в количестве 50000 экземпляров. Печать данного издания возлагалась на Народный комиссариат просвещения РСФСР.
Интересно, в частности, высказывание одного из членов комиссии: «Необходимо дать руководящие указания от ММК для выработки плакатов. Нам не нужны плакаты агитационного содержания, которые бы убеждали народ в полезности новых мер. Граждане должны считаться с фактом, с декретом. Не нужно давать точных соотношений. Должны быть простые, ясные переводные таблицы, которые бы носили чисто деловой характер».
На ее заседаниях обсуждались материалы для наглядной агитации метрической системы среди населения. Комиссия утверждала программы лекций, плакаты с изображением таблиц, календари с таблицами, метрические лозунги. «Признать чрезвычайно желательным систематическое помещение в газетах, журналах и других периодических изданиях сведений о метрической системе» – говорится в одном из протоколов. На заседаниях Редакционной комиссии говорилось о том, что лекции и диапозитивы должны знакомить со значением введения метрической системы, а поверочные палаты должны привлекать экскурсантов из рабочих, красноармейцев, милиционеров, учащихся и всех граждан к знакомству с эталонами метрических мер.
К агитационной работе привлекались, говоря современным языком, «инфлюэнсеры» начала двадцатых годов – известные в то время люди творчества. Например, в Государственном архиве сохранился конспект сценария художественного фильма, составленного Николаем Шестаковым в Москве, датируемый 24 марта 1925 года.
Фильм должен был называться «Необыкновенные приключения юного пионера». Согласно пояснительной записке к киносценарию, главный герой – юный пионер, ученик школы I-й ступени Миша Голенищев по прозвищу Жук. Кинолента включала в себя семь частей и была посвящена «ознакомлению широкой публики с метрической системой, с историей и с мероприятиями Правительства по проведению реформы мер и весов». Сюжет разворачивался на фоне приключений пионера.
Выдержки из конспекта сценария
«В основу сценария положена история возникновения и развития метрической системы мер. Показывая хаотическое состояние измерительных приборов в эпоху феодализма, мы показываем зрителю неудобство и злоупотребления, связанные с отсутствием единообразия мер, и ужасающий произвол в этой области со стороны мелких владетельных князей
(…) Отсюда переход к идее единой системы мер, которая возникает как раз в эпоху Французской Революции. Измерение дуги меридиана на фоне революционных событий, один из самых ярких фактов героической истории метросистемы. Далее, в исторической последовательности закон о введении республиканских мер и победа метрической системы во Франции. После этого вопрос принимает международное значение. Завоевание позиций в Европе. Оппозиция царского Правительства.
Метрическая система, как одна из основ международной солидарности трудящихся. Революция в России и декрет СОВНАРКОМА от 14.IX.1918 года
Также существует смета балета, либретто к которому написала Елизавета Тараховская . Либретто балета под названием «Новые меры», в трех действиях, было представлено на суд Межведомственной Метрической комиссии в марте 1925 года.
Ярким пропагандистом новых советских декретов был Владимир Маяковский. Поэт принимал активное участие в создании советской рекламы, а слоганы, созданные гением Маяковского, можно найти не только на плакатах, в газетах или журналах 1920-х годов, но и на конфетных обертках или пачках папирос. Конечно же, не мог он обойти стороной и введение метрической системы.
Обертки от конфет, выпущенные Моссельпромом в серии «Новый вес», наряду с обертками из серий «Наша индустрия» и «Красная Москва» были представлены на Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году, где получили высокую оценку ценителей искусства рекламы. В статье мы приводим примеры этих оберток с текстами В.В. Маяковского.
Один грамм
Зря не надо быть упрямым,
надо вещи вешать
граммом.
В грамме этом – сам вникай –
четверть лишь золотника.
Одна тонна
Что помешает запомнить нам:
– тысяча килограммов –
тонна
Вес ее точный, помнить буду,
равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
на тонны счет заграничным товарам.
В целом же создавалось множество создавалось множество конкурсов стихов, плакатов, конспекты лекций авторов, чье творчество отвечало духу времени.
С 1918 года по 1928-й была проведена серьезная агитационная работа по переходу на метрическую систему. Населению разъяснялись преимущества новых мер и недостатки дометрической системы. Вышел целый ряд научно-популярных брошюр. Основные тезисы звучали так: «нашему аршину ничто не соответствует в природе, аршин наш – произвольная и искусственная мера», «наша страна стоит одиноко со своими аршинами, фунтами» и пр.
Таблицы и агитационные материалы выходили в виде листовок и плакатов, которые вывешивались в общественных учреждениях, на железнодорожных станциях и просто на видных местах. В сельской местности лекторы устраивали «читки» в избах-читальнях.
Но введение новой системы мер зависело не только от агитации. Реформирование требовало большой организационной и материально-технической работы. Было подсчитано, что к 1928 году на администрирование, популяризацию и обучение, переоборудование, комплектование новыми измерителями было потрачено 75 миллионов рублей, причем государство выделяло на эти цели кредиты для предприятий.
Впрочем, финансирования, выделяемого на внедрение метрической системы, все равно не хватало. Видимо, по этой причине премьера балета «Новые меры» не состоялась, и зритель так и не увидел фильм о приключениях юного пионера.
О нехватке финансирования говорил один из ораторов на очередном заседании Межведомственной Метрической комиссии: «В практическом же осуществлении перехода на новую систему играет главную роль своевременное получение в соответствующих размерах кредитов. Эти кредиты, в первую очередь, необходимы для переделки и приобретения новых весов и гирь, на приобретение и издание плакатов, брошюр, переводных таблиц, и т.п. и вообще, на все работы, связанные непосредственно с введением Метрической системы. Не будет дано своевременно испрашиваемых кредитов – не может быть и речи о соблюдении каких-либо жестких сроков».
В условиях ограниченного финансирования пропаганда в большей степени становилась отраслевой, впрочем, не потеряв при этом своей эффективности. Например, план пропаганды Народного комиссариата земледелия (Наркомзем) подразумевал в 1924 году организовать чтение лекций и бесед с сотрудниками, в первую очередь для тех, кто непосредственно имел работу с метрическими мерами.
Для этой цели приступили к устройству показательного кабинета по метрической системе, где будут сосредоточены соответствующая литература и образцы мер, как метрической, так и старой системы, для наглядных сравнений и полного представления об основных мерах метрической системы.
Для широкого ознакомления населения с метрической системой по всем отраслям сельского хозяйства предприняты меры к широкому распространению составляемых специально для крестьян брошюры о метрической системе и наглядного плаката.
На некоторых железных дорогах уже к 1925 году весы были переведены на метрическую систему и грузовые операции осуществлялись в килограммах. В текстильной промышленности и торговле отпуск материи производился уже по метрической системе. Чай, кофе и табак были расфасованы в упаковки по граммам. Продажа молока была частично переведена на метрическую систему, но не во всех городах.
Также популяризации новой системы мер способствовала и пропаганда на местах. В каждой губернии местные печатные издания публиковали статьи и заметки о метрической системе. Примером такой агитации может служить статья из «Календаря и записной книжки добровольного корреспондента Псковской губернии на 1925 – 26 год», которую мы приводим полностью:
Метрическая система мер
Существующие у нас в СССР меры отличаются большой сложностью и непонятностью даже для многих русских. Для каждой из мер существует своя основная единица: сажени, пуды, ведра и т.д. Кроме того, встречается и различное определение той или иной меры. Так, в десятине считают и 2400 кв. саж. и 3200 кв. саж; в сажени – 3 арш., 2 ¾ арш. и т. д. Существование у нас таких мер затрудняет также и различные операции с заграничными государствами, в большинстве которых принята единая система мер.
Эта единая система, изобретенная во Франции в 1799 году, называется метрической. В основе ее для всех измерений лежит метр – единица длины, равная одной десятимиллионной части четверти Парижского меридиана (т. е. воображаемой линии, проходящей по всему земному шару через Северный и Южный полюсы и столицу Франции). Удобство метра заключается в том, что всякая единица метрической системы мер получается от умножения или деления основной меры на 10, 100, 1000 и т. д. Поэтому то эта система называется еще и десятичной. Удобство метра заключается еще и в том, что в случае утери образца, хранящегося в Палате мер, по которому изготавливаются для практических целей другие образцы и измерительные приборы, метр легко может быть восстановлен путем вычислений, чего нельзя сказать про образцы существующих у нас мер. Именно благодаря удобству этой меры, Совет Народных Комиссаров декретом от 14 сентября 1918 года и постановил ввести метрическую систему мер и в России.
К 1928 году метрическая реформа в СССР завершилась. Не последнюю роль в том, что переход на новую систему прошел успешно, сыграла хорошо организованная агитация со стороны государства. Палаты мер и весов – будущие государственные центры стандартизации, метрологии и испытаний – были созданы по всей стране, а Государственная служба мер и весов успешно заработала.