Очень интересная – по крайней мере, для меня – и очень глубокая по содержанию книга, к тому же и очень большая – 544 страницы. Широта охвата поражает: от древнейшей истории до кризисов современной экономики с тщательным цитированием эпоса о Гильгамеше, Ветхого и Нового Завета, Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Декарта, Мандевиля и Адама Смита, Юнга и Мальтуса, Кейнса и Шумпетера, Хайека и Самуэльсона, и многих, многих других. По моей грубой оценке, список наименований состоит примерно из 450 источников.
В предисловии, написанном Вацлавом Гавелом, сформулированы вопросы, поставленные автором в этой книге:
«Что такое экономика? В чем ее смысл? Откуда взялась эта, как ее часто называют, новая религия? Каковы ее возможности, ограничения и пределы, и есть ли они вообще? Почему мы так зависимы от постоянно растущего роста? Откуда взялась идея прогресса и куда он нас ведет? …»
И далее:
«Вопросы, поставленные автором этой книги, рушат стереотипы. Он стремится вырваться за рамки узкой специализации и преодолеть границы научных дисциплин. Попытка выйти за пределы экономики и исследовать ее связи с историей, философией, психологией или древними мифами не только оригинальна, но и необходима для понимания мира XXI века».
Я бы добавил к этим словам Гавела следующее: автор обладает по-настоящему глубоким системным мышлением и пытается взглянуть на современную экономику глазами системного мыслителя.
Основные мысли книги, как я их понял:
-
По своей глубинной сути вся экономика вертится вокруг вопроса: что такое хорошо и что такое плохо? Или в более узких формулировках: выгодно ли добро? Или оно – за пределами экономики? Эгоистичны ли люди от природы?
-
Экономический мейнстрим игнорирует вопросы добра и зла, и тем самым он слеп к основным силам, движущим человечеством.
-
Все математические модели и формулы экономики представляют собой верхушку айсберга. Экономике не нужно больше математики, ей нужно больше всего человеческого: этики и нравственности, психологии и философии, истории и преданий, и т.д.
Попутно автор сообщает читателю массу информации, которая для многих, и, в частности, для меня была новой. Оказывается, например, что уже из Ветхого Завета следует вывод о том, что «добро вознаграждается, причем не обязательно материально, но нравственность, строго говоря, нельзя оценивать экономически…». О том же сообщает автор, писал Аристотель.
Оказывается, Ксенофонт за 400 лет до нашей эры написал первый учебник по микро- и макроэкономике, причем описал в нем различие между потребительской и меновой стоимостями. Тот же Ксенофонт говорит о значимости принципа разделения труда, который во многих источниках приписывается Адаму Смиту.
Стоит отметить, что Седлачек много пишет об Адаме Смите, о том, что его основная книга – «Теория нравственных чувств» – незаслуженно забыта. А вот термин «невидимая рука рынка» совершенно напрасно приписывается именно ему. Не могу не отметить еще один любопытный аспект книги: автор многократно ссылается и цитирует текст из культового фильма «Матрица».
В целом, книга призывает экономику измениться и стать наукой о человеческих отношениях, как тех, какие можно выразить числами, так и тех, какие числами не выражаются: дружба, любовь, свобода, эффективность и др.