прочитано
#блоги #рецензия

Мысли о надвигающейся на человечество глобальной катастрофе все чаще прослеживаются в СМИ, в научных работах, в выступлениях влиятельных спикеров. Авторы Александр Эткинд и Михаил Казинник в своих книгах пытаются разобраться, как планета будет реагировать на те или иные поступки людей, почему глобально ситуацию не изменят действия одной страны или народа и в чем заключается секрет спасения.

0 1

Последние пару недель я читал одновременно две книги, что происходит со мной крайне редко. На первый взгляд, они не имеют ничего общего друг с другом: книга  Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство»  посвящена ресурсному проклятию, а произведение  Михаила Казинника «Тайны гениев»  — культуре и искусству. Но немного поразмыслив, я понял, что их объединяет, и что, как мне кажется, объясняет столь странную «двойную» рецензию.

Оба автора, абсолютно не сговариваясь, пытаются как можно громче прокричать о грядущей катастрофе, ожидающей человечество, если, конечно, оно не одумается и не изменит своего поведения.

Катастрофа, о которой пишет Эткинд, — климатическая, и о ней много пишут и в СМИ, и в научной литературе. Она касается среды обитания человечества.

Катастрофа, о которой пишет Казинник, — духовная, ибо всеобщая бездуховность растет на наших глазах со страшной скоростью. Об этой угрозе тоже говорят и пишут, но существенно меньше, чем о проблемах экологии. И, что немаловажно, в обоих случаях подавляющее большинство публикаций ограничивается локальными проблемами экологии или культуры. Между тем оба автора отчетливо понимают и пытаются убедить читателя в том, что на кону — выживание всего человечества.

Эткинд рассказывает об этом более спокойным тоном. Он описывает многовековую хронологию борьбы и войн за ресурсы: лес, зерно, мясо, рыба, мех, соль, сахар, чай, табак, опиум, шелк, конопля, лен, шерсть, хлопок, бронза, железо, серебро, золото… Одновременно автор описывает основные эпизоды этих событий и то, какие выдающиеся личности в них участвовали. Книга изобилует замечательными и малоизвестными широкой публике фактами, причинно-следственную связь которых объясняет автор. Одна из глав посвящена борьбе за энергию: торф, воду и болота, уголь, нефть и газ. В конце книги тревожно звучит основная мысль:

Земля — это живой организм, состоящий из людей и других организмов, а также океана, атмосферы и земной коры.

Александр Эткинд 

Этот организм (некоторые называют его Геей) имеет ограниченную способность к саморегуляции/самоорганизации. Т.к. идея о Гее как о живом организме может показаться ряду читателей странной и/или неправдоподобной, то можно говорить о Гее как о той большой системе, в которую входит и Земля, и все, что есть над ней, на ней и внутри ее. И если один из компонентов этой системы — человечество — не изменит свое поведение, Гея в силу процессов самоорганизации раньше или позже восстановит свое равновесие, но при этом, возможно, пожертвует человечеством. Что следует понять всем обитателям Геи? Никакие локальные усилия в рамках какой-то страны или группы государств эффекта не дадут. Причина очевидна: небо и вода у нас общие — они не принадлежат ни государствам, ни правительствам, ни отдельным людям или группам лиц. Это означает, что, если человечество не хочет исчезнуть, оно должно объединиться ради спасения жизни на Земле. Альтернативы этому просто нет. Причина того, что мы дожили до такой жизни, по мнению А. Эткинда, — «корысть одних и глупость других».

Книга А. Эткинда содержит очень большой список литературы, основная часть которой — на английском языке.

Казинник излагает свои мысли о грядущей катастрофе духовности более эмоционально. Его книга — преимущественно о музыке и поэзии, литературе, живописи и о культуре в целом. Основное внимание автора приковано к таким гениям, как Бах, Моцарт, Бетховен, Мусоргский, Шекспир, Пушкин, Блок, Пастернак, Рембрандт, Кузанский и многим другим «великанам» человечества. Почему нас волнует музыка, созданная 300 лет назад органистом как сопровождение службы в соборе? Почему стихи трогают нас за живое, даже состоящие из малого количества слов, но создающие очень яркие образы? Почему музыканты, поэты, живописцы, скульптуры создают образы, какие не кажутся нам устаревшими, сколько бы десятков или сотен лет ни прошло с момента появления их творений? Одновременно с этими вопросами  Казинник рассказывает о своих встречах со слушателями по всему миру и о своих наблюдениях за реакцией слушателей на его лекции-концерты. Много интересного найдут в этой книге любители музыки, не обремененные специальным консерваторским образованием. Параллельно звучит очень важная мысль: все люди на свете рождаются гениями, и в этом смысле все люди на свете одинаковы (их потенциальная гениальность может лежать в различных областях). Но по мере взросления человека существующая массовая культура делает с ним все возможное, чтобы подавить и уничтожить потенциал гениальности, и сделать его таким, как все. Музыка в некотором смысле подобна небу над нашими головами: она одинаково доступна и может одинаково воздействовать на людей, независимо от их расы, языка, места обитания и проч.

Но этому их — людей — нужно учить с момента первой встречи сперматозоида с яйцеклеткой

Мысль об этом — одна из главных, на мой взгляд, в книге Казинника. В третьем вступлении к книге (эта глава называется  «Бессмертные на время» ) он дискутирует со Святославом Рихтером, который считал, что «хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов — она дойдет до любого человека». Казинник опровергает утверждение великого пианиста экспериментом с простыми пэтэушниками — Рихтер не учел потенциал их «испорченности» обществом и неправильным образованием.

В книге о гениях нет краткой формулировки причин духовной катастрофы. Но в ней есть горячий призыв к тому, что нужно лечить болезнь, и есть убежденность автора, что бездуховность, рождаемая массовой культурой, смертельно опасна для всего человечества.

И здесь я вижу, что объединяет эти две книги, хотя Эткинд не предлагает никаких лекарств и весьма пессимистично относится к возможности человечества избежать гибели.

На мой взгляд, человечество в состоянии уйти от обеих катастроф только в одном случае: с помощью образования

Нужно уходить от выращивания «винтиков» для государства и переходить к выращиванию творческих людей с широким гуманитарным (музыкальным, художественным, литературным и т.п.) и научным образованием. Только наличие определенного (не знаю, какого) процента населения во всех странах мира с творческим мышлением способно привести к объединению человечества перед лицом климатической и духовной катастроф.

В книге Казинника нет списка литературы, но есть перечень музыкальных произведений, которые он рекомендует для прослушивания.