Но этим летом я взял книгу Д. Хофштадтера (ДХ) с собой на дачу с твердым намерением одолеть наконец этот более чем 700-страничный фолиант. Добавлю сразу, что книга не только толстая, но и напечатана мелким шрифтом, местами слегка подслеповато. К тому же все иллюстрации черно-серо-белые и весьма невысокого качества, что добавляет список минусов к общему впечатлению. Теперь, сделав максимум возможного, чтобы отвратить читателей от попыток прочесть эту книгу, скажу сразу свое итоговое мнение: овчинка стоит выделки. Хотя читать ГЭБ (так сам автор называет свой труд в предисловии к русскоязычному изданию) тяжело – приходится вдумываться почти в каждую фразу, плюс нужно запомнить множество аббревиатур, плюс нужно понять некоторое количество формул и уравнений из сферы математической логики – все это преодолимо при условии, что читателю интересны те вопросы, на которые ДХ пытается дать ответ:
-
«Что главнее: язык или мысли? Способ передачи сообщения или само сообщение? Форма или содержание? И кто же всем этим управляет? Есть ли в моем мозгу место для меня самого?» (с. 8 предисловия);
- «Существует ли теоретическая возможность, используя формальную систему, достичь уровня наших мыслительных способностей?» (с. 60);
- Можно ли примирить аппаратуру – наш мозг и программное обеспечение – наш интеллект? (с. 287);
- Смогут ли машины мыслить как человек и даже лучше?
Другими словами, ГЭБ – это книга о проблемах разума, сознания, свободной воли, искусственного интеллекта, теста Тьюринга и т.д. Погружаясь в нее, читатель многократно встречается с И.С. Бахом и его многоголосными канонами и фугами, а также узнает интересные факты истории создания этих произведений. Столь же часто мы видим репродукции картин М. Эшера с краткими пояснениями их смысла и связи с фугами, проблемами математической логики, проблемами нашего сознания и проч. Кроме Эшера, в ГЭБ есть репродукции еще одного ни на кого не похожего художника – Р. Магритта. Помимо довольно больших кусков с формулами и их интерпретацией, ДХ относительно подробно пишет о ДНК, генах, энзимах, аминокислотах и т.п., т.е. о микрокомпонентах того, из чего сделаны люди и без чего никакой проблемы нашего сознания просто не существовало бы. Зачем все это объединено в одну книгу, спросит читатель.
Ответ, по крайней мере, как я его понимаю, выглядит так.
Мы живем в очень сложно устроенном мире, где все со всем взаимодействует. Все сложные системы состоят из некоторого числа промежуточных уровней разной сложности. Эти уровни физически связаны, но поведение подсистем на каждом из них определяется своими законами, совершенно не похожими на законы ниже- и вышележащих уровней. В качестве примера попробуйте мысленно пробежаться от микромира элементарных частиц до устройства известной нам части Вселенной, и вы, я надеюсь, почувствуете, о чем идет речь.
В мире элементарных частиц действуют законы квантовой механики, описываемые соответствующими уравнениями, и эти законы в конечном счете определяют законы физики твердых, жидких и газообразных тел, но это уже другие законы и, соответственно, другие уравнения, а далее все эти тела взаимодействуют друг с другом по законам более высокого уровня химии и/или биологии, поднявшись с которого выше мы попадаем на уровень людей, животных и т.п. и изделий, которые мы делаем и которыми пользуемся, а далее нас ждет уровень планеты Земля, а потом Солнечная система и т.д.
Нечто подобное, по мнению ДХ, происходит в наших головах. Нейроны – это наш внутренний микромир – работают очень просто и передают или распространяют простые сигналы: ноль или плюс один. Но дальше они объединяются в очень сложные цепи, в ГЭБ они названы комплексами, которые действуют по совершенно другим законам, и, взаимодействуя друг с другом и распространяясь внутри наших голов, эти комплексы, взаимно переплетаясь между собой и взаимодействуя с вышестоящим уровнем, создают все то, что мы называем сознанием, мыслями, идеями и т.п. Эти же взаимодействия вызывают определенные химические реакции, которые мы воспринимаем как эмоции, и тогда мы радуемся, или сердимся, или негодуем и т.д.
Но при чем здесь Бах, Эшер и Гедель?
Дело в том, что Гедель доказал: в рамках одного уровня всегда есть такие утверждения, которые нельзя доказать на этом уровне системы, и для их обоснования нужно перейти на более высокий метауровень. Это означает, что сложная система при определенных условиях обречена становиться все более сложной, и этот процесс теоретически не имеет конца. И если согласиться с этой логикой, то нет никакой принципиальной разницы между человеческим мышлением и потенциально возможным усложнением машин при условии, что машина (или робот, если хотите) получит возможность вмешиваться в те программы, по которым она (он) работает. Другими словами, раньше или позже машины научатся мыслить, может быть, не так, как люди, но не хуже, а может быть, и лучше.
Обратите внимание: книга ГЭБ была опубликована в 1979 году, когда Интернет еще был в зачаточном состоянии и никаких персональных компьютеров или нынешних смартфонов не было и в помине. В 2023 году в интервью ДХ сказал, что ИИ развивается намного быстрее, чем он представлял себе в конце 70-х годов, и что его это действительно пугает.
В заключение этой сверхкраткой заметки о книге ГЭБ, которая долго была мировым интеллектуальным бестселлером и, на мой взгляд, не потеряла своей актуальности сегодня, обращаю внимание читателей на предисловие автора к русскоязычному изданию – оно показалось мне очень интересным и раскрывает кое-какие важные моменты в истории появления и собственно книги, и ее перевода.