прочитано
#блоги

Книга повествует о роли изображений в развитии мира и человечества. Автор стремится помочь читателю увидеть, насколько сильно изменился мир благодаря визуализации во всех аспектах бытия и как эти перемены воздействуют на окружающую каждого из нас действительность.

0 3

Уже много лет на лекциях я рассказываю студентам и сотрудникам разных компаний о том, как важно правильно представить данные об интересующем нас процессе в виде интуитивно понятной картинки. Зачастую визуализация позволяет гораздо глубже понять, что происходит с процессом, нежели любой набор голых цифр или формул. Николас Мирзоев в своей книге рассматривает не отдельные процессы, а всего-навсего всю нашу жизнь.

Книга «Как смотреть на мир» поднимает вопрос роли изображений в понимании и развитии мира и человека. Цель книги — помочь читателю увидеть, насколько сильно изменился мир и что с ним — миром — происходит сейчас. Для этого автор показывает и подробно рассказывает о картинах и изображениях, начиная с «Менин» Веласкеса и заканчивая столь любимыми у молодежи селфи, которых ежедневно в мире публикуется около миллиона в одном лишь Instagram. На протяжении шести глав Николас Мирзоев последовательно описывает историю перехода от автопортрета к селфи. Автор рассказывает о том, как мы «видим мозгом», какую роль в этом играют зеркальные нейроны, как связаны культура изображений и войны, которые издавна вело человечество. Он отвечает на вопрос о том, какую роль в развитии визуальной культуры сыграло переселение в большие города, и описывает, как человек пытается изображать тот быстро меняющийся мир, в котором мы все сегодня живем.

В седьмой главе Николас Мирзоев поднимает проблему стремительного развития общемирового движения за самопрезентацию: видео с какими-либо волнующими событиями распространяются с неимоверной скоростью и захватывают миллионы. Именно этим он объясняет такие события, как «арабская весна», «площадь Тахрир», «украинский Майдан», волнения в Таиланде и Гонконге, «захвати Уолл-стрит» и т.п. Почему визуализация играет важную роль во всех этих процессах? Ответ очевиден: изображение/картинка действует не на уровне логики и разума, а на уровне чувств, вызывая симпатию к несправедливо обиженным 99% населения и ненависть к 1% тех, кто пытается распоряжаться тем, как жить всем остальным.

Послесловие книги посвящено «визуальному мышлению» и «визуальному активизму». Оба эти термина по сути подразумевают одно и то же. Визуальным мышлением обладает тот, кто задумывается о том, как современная визуальная культура во всех ее проявлениях может помочь нам изменить мир к лучшему? Поскольку тот факт, что мир устроен не лучшим образом, очевиден.

Правда, книга имеет существенный недостаток: все фотографии в ней черно-белые и очень низкого качества — что-либо понять по ним, даже читая сопутствующий текст, очень трудно. Например, мне пришлось читать эту книгу с открытым большим экраном компьютера, находя нужные фото в Интернете.