прочитано
#инструменты менеджмента

«Что такое музыка? Откуда она берется? Почему одни последовательности звуков так сильно нас трогают, а другие – лай собак или визг автомобильных тормозов – лишь вызывают дискомфорт? Почему мы любим музыку и что нас в ней привлекает?» – вот неполный перечень вопросов, которыми задался автор этой книги – Дэниел Левитин, рокер, ставший нейробиологом.

0 1

В самом общем смысле это книга о том, что такое музыка и зачем она нам нужна с точки зрения когнитивной нейропсихологии. 

Чарлз Дарвин считал, что музыка предшествует речи как средство ухаживания, и сравнивал ее с павлиньим хвостом. Когнитивный психолог Джеффри Миллер предполагает, что «в условиях, которые, вероятно, существовали на протяжении большей части нашей эволюционной истории, когда музыка и танец были неразделимы, музыкальность и способность танцевать служили признаком половой приспособленности сразу по двум направлениям. Во-первых, любой, кто мог петь и танцевать, демонстрировал потенциальным партнерам свою выносливость и общее хорошее здоровье, физическое и умственное. Во-вторых, любой, кто достиг совершенства в музыке и танцах, сообщал тем самым, что он достаточно обеспечен и защищен, чтобы позволить себе тратить драгоценное время на развитие совершенно ненужного для выживания навыка. Эти выводы совпадают с аргументом про прекрасный павлиний хвост: его размер зависит от возраста птицы, ее здоровья и общей приспособленности». 

Автор книги описывает исследования, которые показали, что «творческие способности ценнее богатства, по крайней мере в глазах человеческих женщин», поскольку обеспечивают лучшие для выживания гены. Музыка возникла раньше земледелия. Она – инструмент социализации. «Люди – социальные животные, и музыка, вероятно, исторически служила для развития чувства групповой идентичности и синхронности… Пение у костра в древности помогало не заснуть, отогнать хищников и развить социальную координацию и сотрудничество внутри группы… Еще один аргумент в пользу первичности музыки в эволюции человека (и первобытного человека) состоит в том, что она развивалась, поскольку способствовала когнитивному развитию. Возможно, именно музыка подготовила наших предков к речевому общению и к той самой когнитивной и репрезентативной гибкости, которая необходима, чтобы стать человеком». Современные методы исследования показали, что музыка активирует работу практически всего нашего мозга, как самых древних, так и самых новых его разделов.

Из многочисленных примеров различных исследований, описанных в книге, на меня самое большое впечатление произвело выявление того, что еще за три месяца до своего рождения младенцы в утробе матери запоминают музыку, которую слушает мать, и через год после рождения явно предпочитают музыку, услышанную в пренатальный период. 

Важной, по крайней мере для меня, особенностью книги является огромное количество ссылок на музыкальные произведения, имевшие существенное влияние на слушателей. Эти ссылки касаются и классики, и блюза, и рока, и всех прочих жанров и направлений в современной музыкальной культуре. 

В целом я прочел книгу с большим интересом, хотя для читателя, не имеющего никакого музыкального образования, она может показаться несколько сложной из-за обилия музыкальной терминологии (Дэниел Левитин, естественно, разъясняет все используемые им термины, но…). 

Жаль, что эта книга так долго ждала своего русского перевода – оригинал на английском вышел в 2006 году.