Новые критерии «российскости»
Постановление правительства о локализации № 719 , где уже прописаны критерии признания российскими товаров различных отраслей промышленности, дополнят около полусотни видов музыкальных инструментов и звукового оборудования – от наушников и громкоговорителей до фортепиано, барабанов, гитар и др.
«Номенклатура согласована с широким кругом производителей соответствующей продукции с учетом существующей структуры производства и планов по повышению уровня локализации производства», – отмечает Минпромторг в пояснительной записке к проекту постановления.
По каждому наименованию в нем закреплена предельно допустимая доля иностранных комплектующих, которая с годами должна понижаться в пользу локальных. Также для большинства инструментов вводится балльный «прейскурант» каждой производственной операции и планка баллов, которой производитель должен достичь по сумме освоенных операций, чтобы его продукция считалась российской.
Например, стоимость иностранных комплектующих, используемых в производстве микрофона с 1 января 2020 года, не должна превышать 30% от конечной цены изделия. При этом производитель микрофона обязан в совокупности набрать 90 баллов. За самые сложные операции по изготовлению и сборке капсюля, сборке микрофона можно будет получить 30 и 20 баллов соответственно, за изготовление защитной решетки – 15 баллов. За выпуск корпуса, микросхем или аксессуаров вроде чехла или амортизатора – по десять баллов, кабелей и шнуров – пять баллов.
Схожие требования применяются и к одному из самых популярных инструментов – гитарам. С 1 января 2020 года предлагается также ограничить процентную долю стоимости иностранных комплектующих в цене готовой гитары планкой в 30%. По производственным операциям производители должны будут укладываться в 60 баллов. По десять баллов можно будет получить за изготовление деки, выпуск и установку обечайки, производство грифа с распределителями и анкерным стержнем, изготовление кнопок и порожков, сборку гитары; по пять баллов – за установку колков , изготовление крышки механики и струн с их монтажом, лакировку и полировку инструментов.
Балльная система, с одной стороны, вводится для поддержки отечественных производителей, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, с другой – «в целях недопущения попадания на рынок государственных закупок продукции с низкой степенью переработки, как правило некачественной, под видом российской».
Что, если дефицит?
В конце мая спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой на заседании общественного совета при думском комитете по культуре заявил, что в нашей стране недостаточно производства музыкальных инструментов, чтобы обеспечить ими общеобразовательные школы и школы предпрофессионального образования. Также он добавил, что в России не производится звукозаписывающая аппаратура.
«У нас 140 тысяч общеобразовательных школ, в каждой должно стоять хоть одно пианино. И как это производится: вся механика либо чешская, либо китайская, а обрамление деревянное – белорусское. Это «отверточное» производство», – подчеркивал Швыдкой.
При этом в Минпромторге заявляют, что нареканий по качеству отечественных музыкальных инструментов, поставляемых в детские школы искусств, музыкальные училища и колледжи, сегодня не поступает. В министерстве подчеркивают, что ограничительные меры для участия иностранцев в российских госзакупках, предусмотренные в постановлении правительства № 617 , реализуются через механизм «третий лишний», который гарантированно исключает возможность образования дефицита.
«Данный механизм применяется только при условии, что на участие в конкретной закупке подано не менее двух заявок на поставку отечественной продукции двух разных производителей, удовлетворяющих требованиям конкурсной документации. При отсутствии двух поданных заявок с предложением о поставке российской продукции у заказчика имеются законные основания для закупки импортных товаров», – поясняют в министерстве. То есть при отсутствии отечественной продукции позиции совершенно спокойно закроет импорт.
Министерство заверяет, что ввод балльной системы для музыкальных инструментов не приведет к дефициту на рынке, так как постановление № 719 определяет исключительно правила подтверждения производства продукции на территории России.
Справка
Минпромторг совместно с Минкультуры и экспертным сообществом с 2017 года реализует в России программу развития производства пианино путем размещения на отечественных производствах (ООО «Нева-Саунд», ООО «ФРП «Аккорд», ООО «Тульская Гармонь») гарантированного государственного заказа. Госконтракты на поставку музыкальных инструментов в рамках программы устанавливают встречные обязательства организаций-участников по развитию производства отечественных музыкальных инструментов, в частности – по ежегодному повышению уровня локализации.
«Реализация программы позволила за три года возродить ранее утраченное в России производство пианино, уровень локализации которых в настоящее время превышает 50%. В 2018 году программа была расширена в части поставок российских духовых музыкальных инструментов, производство которых также было организовано «с нуля» на базе ООО «Ателье Гончарова», а в настоящее время уровень локализации достигает 35-45% в зависимости от вида музыкального инструмента. Также благодаря участию в программе в 2019 году российских производителей ударных музыкальных инструментов уровень локализации барабанов составил более 70%, а оркестровых тарелок – 100%», – комментируют в министерстве.
Барабаны едут за рубеж
В Минпромторге заявляют, что российское производство музыкальных инструментов и звукового оборудования ориентировано по большей части на внутренний рынок. Но все же экспорт этой продукции демонстрирует стабильный рост: он вырос более чем в пять раз в период с 2017 по 2019 год, а в январе-июне 2020 года показывает двукратный рост в годовом выражении. При этом доля продаж музыкальных инструментов за рубеж составляет более 30% от общего объема их реализации.
Подробный анализ данных ФТС показывает, что Россия все еще существенно зависит от зарубежных поставок музыкальных инструментов и их частей – импорт по этой позиции многократно превышает экспорт. Тем не менее экспорт обгоняет его по темпам роста, хотя в абсолютных цифрах пока остается сравнительно невысоким.
Импортируются музыкальные инструменты в Россию преимущественно из Китая, на долю которого в 2017-2019 гг. пришлось 41,4% всех поставок в стоимостном выражении. На втором месте – Индонезия с долей 19,3%, далее – Германия (9,2%). По 5-6% в этом показателе приходится на США, Японию и Чехию.
Львиную долю импорта составляют электрогитары и клавишные синтезаторы (код ТН ВЭД 9207). На втором месте – скрипки и акустические гитары (9202). Далее – запчасти для инструментов, а также камертоны и метрономы (9209). Следом за ними – фортепиано, пианино и рояли (9201). Пятерку замыкают духовые инструменты.
Основные направления экспорта, как и во многих других сферах промышленности, – страны СНГ. Объемы поставок здесь кратно выросли за последние годы, но рост фиксируется и по дальнему зарубежью. К примеру, поставки в Германию за три года показали рост почти в 17 раз, в США – в 15 раз.
В другие страны из РФ отправляются в основном ударные инструменты (код ТН ВЭД 9206), экспорт которых с 2017 года вырос в 11 раз. Примерно во столько же раз подскочил и экспорт электрогитар с синтезаторами (9207). Экспорт акустических струнных вырос вчетверо. А по духовым инструментам и фортепиано отмечается двукратный рост.
Баяны баллов не боятся
Производители отмечают, что последние несколько лет господдержка производителей музыкальных инструментов становится более ощутимой, и в целом приветствуют идею балльной системы.
Преференции необходимы, так как в любой цивилизованной стране с развитой экономикой государство всегда защищает интересы собственных, национальных производителей и ставит развитие этих компаний в приоритет. Достаточно посмотреть на последние тренды отношений США и Китая, где каждая страна защищает интересы своих компаний
Компания существует всего пять лет и является единственным производителем тарелок в стране. Ее конкуренты – иностранцы со стажем от 60 лет. «Конкуренция, конечно, колоссальная», – констатирует Духан, допуская выход на экспортные рынки лишь в будущем.
Курс на более активные меры господдержки одобряет и руководитель Воронежской фабрики музыкальных инструментов «АККО» Дмитрий Авралев. Он отмечает, что на фоне колебания валютных курсов продукция фабрики получила выгодные условия в сравнении с иностранцами, но при этом она остается незащищенной от недобросовестной конкуренции.
Когда начала действовать программа «Культура» , быстро выросло количество «российских производителей», которых до этого не было на рынке. Не сказать, что нам это напрямую мешает. Но, к примеру, в Белоруссии производят музыкальные инструменты несравнимые с нашими по качеству – у нас оно выше. Но цена инструментов ниже, и здесь возникают нюансы
«Требования по локализации создавались Минпромторгом в непосредственном контакте с производителями. И это не поверхностная работа, как у нас обычно это бывает, а результат глубокого погружения сотрудников министерства в производственные процессы компаний. Поэтому эти требования абсолютно реальны и исполнимы», – говорит Духан.
Авралев подтверждает: «Требования по локализации абсолютно исполнимы.
Например, у нас локализация сейчас и так порядка 90%. При этом изделий под видом российских все еще встречается достаточно много».
Основатель и совладелец тульского производства премиальных микрофонов «Союз» Павел Баздырев соглашается с тем, что идея ввода балльной системы неплоха, но задается вопросом о контроле ее исполнения.
Инициатива в теории должна выявить недобросовестных производителей, которые просто привозят что-то китайское, вешают на это российский лейбл и говорят, что это сделано в России. Но здесь нужен глубокий аудит, и я не уверен, что это будет легко. Ведь при желании всегда можно назвать «российским», но покупать при этом в Китае; иметь возможность производить определенные комплектующие своими силами, но закупать их за рубежом по более выгодной в сравнении с производством цене