Автор – Майкл Фрейм, бывший профессор Йельского университета, профессиональный математик, коллега основателя теории фракталов Бенуа Мандельброта. По сути, содержание книги – это рассказ автора о своих переживаниях из-за потерь близких и о красоте геометрии, которой он посвятил всю свою сознательную жизнь. Главная идея книги, как я ее понял, представляется вполне очевидной и разумной: облегчить боль от утраты близкого человека помогает погружение в любимое дело.
По ходу рассказа о своих переживаниях М. Фрейм знакомит читателя с понятием о фракталах и с их главной особенностью: самоподобием.
Вот широко известные примеры, которые созданы самой природой: кусочек береговой линии, листочек папоротника, нить ДНК. Примеры фракталов, созданных людьми: многочисленные орнаменты средневековых соборов и мечетей, картины таких выдающихся художников, как Мауриц Эшер («Предел – круг III») и Сальвадор Дали («Лицо войны»).
Автор делится с нами мыслью о том, что скорбь можно разбить на множество более мелких скорбей, самоподобных в известном смысле основной. Действительно, мы можем подумать о том, что никогда больше не пойдем куда-то вместе, что не поговорим о только что увиденном фильме, не коснемся близкого человека рукой и т.п. Такие конкретные воспоминания М. Фрейм называет проекциями на наш жизненный путь, и размышления о них как о неких геометрических проекциях помогали ему переживать горечь утраты близкого человека.
Нужно отдать должное автору: он несколько раз подчеркивает, что ни в коей мере не настаивает на универсальности своего личного опыта. Он просто делится им в надежде, что кому-то это тоже поможет.
Вот еще одна интересная мысль М. Фрейма: когда мы открываем что-то впервые – очарование восхода солнца, красоту решенного уравнения, трепет прикосновения любимого и т.п., – мы уже никогда впоследствии не испытаем столь сильного чувства, и это ведет к скорби о потере остроты ощущений. Так, по мнению автора, протягивается одна из многочисленных ниточек между красотой и скорбью.
Возможно, один из главных вопросов, поставленных автором в книге «Геометрия скорби», может быть сформулирован так: возникла ли скорбь в процессе эволюции человечества как нужное людям свойство? М. Фрейм отвечает на этот вопрос утвердительно, рассказывая о примерах того, как потерявшие близких люди начинают заботиться о других.
Стоит отметить, что книга полна ссылок на другие книги, статьи, фильмы, картины художников и пр., причем подавляющее большинство авторов, упоминаемых Фреймом, были мне совершенно незнакомы. Заметную часть этих ссылок составляют книги, посвященные различным теориям скорби у людей и животных , а также книги о пространстве и времени, о хаосе, об эстетике и красоте и т.д.
Итак: на вопрос, стоит ли читать эту книгу, я бы ответил: It depends . Может быть, стоит тем, кому интересна тема фракталов и кому интересна тема скорби или кто находится в соответствующем внутреннем состоянии. Но в целом это, безусловно, книга не для легкого или развлекательного чтения; книга под определенное настроение и под определенное состояние, требующая размышлений о жизни и глубокого внутреннего сосредоточения.