прочитано
#качество управления #инновации #цифровизация #agile

Активное применение Agile и LEAN, глобализация, диджитализация и цифровизация бизнеса серьезно изменили терминологию менеджмента. Спринт, итерация, фича, фреймворк, дейли, митап, ретроспектива — все эти понятия вошли в повседневный сленг нового поколения сотрудников и управленцев. И даже если вы русофил, приверженец классической школы менеджмента или просто не разделяете философию новых управленческих практик, освоить этот новый язык стоит. Вы же не хотите чувствовать себя иностранцем на деловых переговорах или «динозавром» — в беседах с молодыми сотрудниками?

0 4

«Переведем» термины нового времени на понятный классическим управленцам язык. Начнем с управленческих практик, команды и ролей в ней, коммуникаций, планирования и проектирования.

Управленческие практики

Agile | эджАйл — философия управления проектами и продуктами. Основана на командной работе. Среди главных принципов:

  • люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;

  • работающий продукт важнее исчерпывающей документации;

  • сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;

  • готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

Agile создавался для IT, но сейчас применяется во многих других сферах деятельности.

Scrum | скрам — один из подходов Agile. Главная особенность — итерационный подход к работе. Весь проект разбивается на равные временные промежутки — спринты. Каждый спринт ведется командой до 9 человек как самостоятельный проект, со своими целями на старте и результатами на выходе. Среди особенностей — возможность внесения значительных изменений в продукт в процессе работы.

Kunban | канбАн — еще один подход Agile. Направлен на равномерное разделение нагрузки в команде. Все задачи распределяются по стадиям: «Запланировано», «В разработке», «Тестируется», «Сделано» и т. д.

SAFe | сэйф — гибкая методология управления несколькими Scrum-командами, работающими над одним или рядом общих проектов. Обычно применяется для коллективов от 100 сотрудников.

LEAN Startup | лин-стартАп | бережливый стартАп — это методология открытия компаний с нуля, разработки и выпуска на рынок новых продуктов. Предполагает отказ от тщательного планирования в пользу постоянного тестирования продуктов, получения от клиентов обратной связи и быстрой доработки продуктов на основе полученных данных. Подход позволяет сэкономить средства и время выхода на рынок, а также минимизирует риск создания ненужного пользователю продукта.

Waterfall | вОтерфул | водопад — каскадный способ разработки продуктов, построенный на принципах последовательного решения задач строго по установленному на старте плану.

Framework |  фреймвОрк  — определенный способ (модель, каркас) решения проблемы или представления идеи. Например, Scrum и Kunban являются фреймворками Agile.

Бирюзовые компании — самоорганизующиеся компании, отличающиеся горизонтальной структурой и отсутствием менеджмента. Ключевые принципы работы: эволюционная цель, целостность системы и личности, самоуправление. Среди преимуществ таких компаний — гибкость, скорость принятия решений и экономичность.

Холакратия — принципы работы схожи с бирюзовыми организациями, однако организационная модель имеет «круговую» структуру: отделы — небольшие круги, сотрудники — роли, организация — огромный круг, в который включены все маленькие круги и роли.

Роли

Agile Coach | эджайл-коуч — специалист, помогающий компании перестроить культуру и процессы согласно принципам философии Agile.

Scrum Master | скрам-мастер — в командах, работающих по Scrum, специалист, помогающий владельцу продукта организовать работу. Он мотивирует команду, следит за соблюдением принципов подхода, проводит собрания, решает бытовые вопросы.

Product Owner | продакт-оунер | владелец продукта — куратор процесса проектирования в Scrum. Соединяет команду с заказчиком и контролирует процесс реализации проекта.

Product Manager | продакт-менеджер — то же самое, что и продакт-оунер, но без привязки к Scrum.

CPO (Chief Product Officer) | директор по продукту — альтернативное название продакт-менеджера. Должность типична для руководства масштабными и дорогостоящими проектами, имеющими первоочередное значение для компании.

Project Manager | PM | проджект-менеджер / проектный менеджер / пи эм — специалист, ведущий проект и координирующий работу команды. Отвечает главным образом за сроки исполнения.

Stakeholders | стейкхолдеры — заинтересованные стороны, бизнес-заказчики.

СТО (Chief Technical Officer) — IT-директор.

СЕО (Chief Executive Officer) — генеральный или исполнительный директор.

Team | тим — кроссфункциональная команда проекта — самодостаточная, самоуправляемая и самоорганизующаяся. Обычно применяется в сочетании Development Team (дэвэлопмэнт тим), или команда разработки. Состоит из 5–9 разнопрофильных специалистов.

Soft Skills | софт-скилс — личностные качества специалиста: лидерские способности, гибкость мышления, коммуникативные навыки, эмпатия, креативность.

Hard Skills | хард-скилс — профессиональные навыки: владение фреймворками, опыт работы, знания и др.

Digital Skills| диджитал-скилс — навыки работы и знания в области информационных технологий.

Планирование

RoadMap | рОадмэп | дорожная карта — план по улучшению либо созданию продукта c разбивкой этого плана на этапы с указанием времени (продолжительности) их реализации.

Backlog | бэклОг — приоритизированный список работ проекта или функций продукта, который определила команда и согласовала с владельцем продукта на ближайший отчетный период (спринт). В scrum термин используется в отношении спринта (перечень работ) и продукта (перечень возможностей).

Приоритизация — процесс, при котором все задачи на разработку сортируются по важности реализации.

Подробнее о методах приоритизации читайте в статье «Топ-5 методов приоритизации. Как снизить риск принятия ошибочных решений»

PRD (Product Requirements Document) | пи ар ди — документ, содержащий все требования к создаваемому или улучшаемому продукту.

Sprint | cпринт — отрезок времени от одной недели до четырех (в идеале не более двух), в течение которого команда реализует определенный этап проекта с установленными на старте задачами и результатами, которые можно продемонстрировать заказчику.

Iteration | итерАция — то же, что и спринт, но без привязки к scrum.

OKR (objectives and key results) | о ка эр — метод, используемый в современном менеджменте для планирования и оценки работы на квартальной основе. Позволяет синхронизировать командные и индивидуальные цели. Основан на постановке амбициозных целей, выводящих команду из зоны комфорта. Предполагает оценку результатов, процесс не имеет значения.

Draft | драфт — первая версия документа, например, требований к продукту.

Task | таск — отдельная задача, фрагмент проекта.

Story Points | стори пОинтc — единица оценки сложности задачи. Применяется для решения задач, состоящих более чем из трех спринтов.

Velocity | велОсити — скорость работы команды.

Chart | чарт — диаграмма сгорания задач. Осями являются количество дней спринта и сложность задач в спринте. Часто визуализируется на доске.

Доска визуализации | канбан-доска | скрам-доска — доска, на которой визуализируется ход работы. В случае канбан-доски пространство делится на блоки «Запланировано», «В разработке», «Тестируется», «Сделано». Задачи (чаще всего записываются на стикерах) перемещаются по доске в соответствующую их статусу исполнения зону. Есть онлайн-аналоги досок, например Trello

Increment | инкримEнт — цель спринта, то есть фактически описание результата.

Sprint Goal | спринт гОал — то же, что Increment.

Delivery | дэлИвери — совокупность этапов разработки, выпуска на рынок либо обновления продукта.

DoD (Definition of Done) | дэфэнИшин оф дан | дод — степень готовности задачи. Используется, когда проверка работоспособности невозможна, так как часть функционала реализуется, например, другой командой.

Коммуникации команды

Daily Meeting | дЭйли мИтин | дЭйли | мИтин — ежедневное 15-минутное собрание для обмена оперативной информацией команды.

Morning sync | утренний синк | stand up | стенд ап — то же, что Daily Meeting, но утренний.

Sprint Review | спринт ревьЮ | ревьЮ — подведение итогов спринта с демонстрацией проделанной работы. Участвует команда и другие заинтересованные стороны.

Sprint Retrospective Meeting | спринт рэтрОспэктив мИтин| ретроспектИва — обсуждение командой рабочего процесса. Выявление проблем и выработка предложений для их решения.

Demo | дЕмо — презентация результатов работы бизнес-заказчикам. В терминологии scrum демо — это презентация результатов спринта.

Grooming | грУминг — периодические встречи команды и продакт-оунера с целью актуализации бэклога продукта (список возможностей), проекта (список этапов) или спринта (список работ).

Проектирование

Epic | Эпик — одна из ключевых функций продукта или услуги.

Feature | фИча — функция или возможность продукта либо услуги.

Artifact | артефАкты — элементы, необходимые команде для решения задачи. Среди основных артефактов: бэклог продукта и спринта, чарт и инкримент. К артефактам могут быть отнесены код программы, документы, переписка и др.

Bug | баг — ошибка, сбой в работе. Обычно применяется в отношении IТ-продуктов.

MVP (minimum viable product) | эм ви пи — минимально жизнеспособный продукт, или продукт с минимальным набором функций. По факту речь может идти даже не о продукте, а о его описании (лендинг) или имитации. Например, человек, одетый в очень реалистичный костюм робота имитирует настоящего робота, чтобы проверить реакцию и потребность людей в роботах. Потому все чаще, под MVP понимают не столько продукт, сколько процесс, позволяющий собрать максимум данных, валидирующих гипотезу, с минимумом усилий.

MLP (minimum loveable product) | эм эл пи — минимально дружелюбный по отношению к пользователю продукт. В отличие от MVP, нацеленного на решение бизнес-задач (нужен или не нужен продукт или услуга), он максимально приближен к оригиналу: MLP надежный, красивый, функциональный и требует значительно больше времени и средств на создание. Позволяет с большей достоверностью подтвердить гипотезы на пользователях.

UI (user interface) | ю ай | пользовательский интерфейс — то, что видит пользователь, когда смотрит на продукт и взаимодействует с ним.

UX (user experience) | ю икс | пользовательский опыт — опыт, который пользователь получает, работая с продуктом.

Mockup | мокАп — схематичный набросок будущего продукта.

Прототип — схематичная версия будущего продукта.

Подробнее о прототипировании читайте в статье «Дизайн-мышление: пошаговая инструкция»

В следующих частях поговорим о новой терминологии в сфере маркетинга, целеполагания, проверки гипотез и экономики менеджмента.

С какими словами «нового поколения» вы сталкиваетесь в работе? Пишите в комментариях.