прочитано
#качество управления #системы менеджмента #СМК #аудит

Работа аудитора бывает сложной, нервной, связанной с разъездами, но она дарит и огромный жизненный опыт, знакомит с интересными предприятиями, людьми, культурами. Мы продолжаем серию поучительных заметок аудиторов о том, какие сложности возникают у компаний на пути к совершенствованию и как эти сложности преодолевают.

0 4

История первая. Однажды в Мексике

Автор: Павел Никаноров

Эта история произошла в ходе моей поездки на заседание международной организации, объединяющей несколько десятков органов по сертификации из более чем 30 стран. Заседания проходят каждый год в различных странах-участницах, и в 2008 году выпала честь организации представителям Мексики. Они остановили свой выбор на курорте Канкун.

Перед поездкой я, как всегда перед посещением новой страны, пробежался по информации о ней в интернете. Курорт по отзывам был великолепен – и я в этом убедился в ходе поездки. Но отзывы с точки зрения безопасности для иностранцев в Мексике были крайне негативные: высокая преступность, похищения, грабежи… Выходить за курортную зону настойчиво не рекомендовалось. Особенно пугающе выглядели статьи о том, как  мексиканская «Ла Эме»  похищает людей, грубо говоря, «на органы».

Итак, я приехал в Канкун немного раньше, и у меня была пара свободных дней до начала заседаний. Один из них по уже сложившейся традиции было решено посвятить знакомству с реальной жизнью местных людей. Заказав в отеле такси «до центра», я поехал в настоящий Канкун – довольно большой удаленный от курортной зоны город, где живут «местные». Поездка заняла полчаса. Разница с курортом была разительна: бедные облупившиеся домики, полуразрушенные дороги, БТР с автоматчиками у здания местной администрации.

Через час прогулки начался ливень. Я мгновенно вымок и стал искать какое-нибудь кафе, чтобы укрыться. Все они были закрыты. На улицах –  ни души . Зайдя в какой-то маленький магазинчик, я набрал номер своего отеля, чтобы вызвать такси обратно, однако роуминг не работал.

Ливень не утихал, продавец в местном магазинчике по-английски не говорил и через час уже начал бросать на меня косые взгляды. С трудом нашел место, где останавливаются такси. Машин там не было. Ни с «шашечками», ни без.

Вскоре подъехала какая-то машина. Водитель приоткрыл дверь. Находиться на улице было невозможно, и я, сев в машину, назвал свой отель и спросил «хау мач». Водитель заулыбался, всем видом давая понять, как он мне рад, заговорил что-то на своем, и мы поехали. Я несколько раз произнес название отеля, попытался завязать беседу. Мой визави улыбался, кивал, но разговор по причине языкового барьера не складывался.

Вскоре вдалеке я увидел дорогу, по которой приехал, но мы вдруг свернули на улочку и довольно быстро устремились в другую сторону. «Нам туда, та дорога», – стал я тараторить водителю на английском, но тот улыбался, что-то отвечал на испанском и ехал все дальше. Через несколько минут дома сменились трущобами, а еще через несколько – грязными хибарами в окружении редких кактусов.

Выглядело как в кино. Про бандитов.

Истории из интернета про похищение и органы не утихали у меня в голове. Машина вдруг остановилась у одной из хибар. Водитель вышел, под ливнем добежал до нескольких стоящих под козырьком толстяков в майках и начал о чем-то с ними говорить, показывая в мою сторону.

«На органы привез сдавать, торгуется», – пронеслось в голове. Надо что-то делать. Но что?

Ливень, трущобы где-то на окраине опустевшего мексиканского городка... Можно убежать, но куда, особенно в такой ливень? В мрачных мыслях я продолжал сидеть. Спустя несколько минут водитель сел за руль, покивал мне, сказал что-то непонятное, и мы опять двинулись в путь. Вглубь.

«О цене не сторговались», – подумал я.

Мы проехали еще немного и остановились у другого здания, где произошел похожий разговор, потом еще у одного.

Волнение стало утихать: или он не везет меня продавать на органы, или везет, но экземпляр попался неподходящий и ценности не имеющий. Неликвид.

После третьей остановки мы поплутали еще, и вот вдалеке, о боже, снова появилось «мое», сияющее туристическим сиянием шоссе в курортную зону.

«Вот оно, вот», – затараторил я, указывая рукой.

Водитель снова ответил мне улыбкой, а через минут 30 мы были у отеля. Стоимость поездки, как мы выяснили на ресепшн, оказалась даже ниже, чем в ту сторону. Как я выяснил, таксист, этот достойнейший представитель мексиканского народа, не зная, где находится мой отель и не имея возможности уточнить у меня из-за полнейшего незнания языка, усердно ездил по городу, уточняя дорогу у редких людей на улицах. На прощание мы с ним крепко обнялись…

Придя за день в себя после путешествия, я (вместе со всеми своими органами) принял активное участие в мероприятиях и заседаниях, посвященных развитию международной сертификации, и спокойно вернулся в Санкт-Петербург. Надо сказать, что мексиканцы оказались замечательными людьми, очень схожими по своему менталитету с нами, и после мы часто проводили время вместе с моими коллегами из Мексики во время других поездок.

Какие выводы?

С того дня я во всех моих поездках – на аудит, мероприятия или отдых – стараюсь еще больше узнать о пункте назначения, спланировать свой маршрут и понимать, что я буду делать в возможных непредвиденных обстоятельствах

Это настоятельно рекомендую и всем читателям. Должен признаться, что это не раз мне помогло и уберегло от ненужных инцидентов и приключений, потому что тяга познакомиться с жизнью простого человека в других странах с годами так и не утихла. Но это уже совсем другие истории.

История вторая. Однажды в Козельске

Автор: Александр Юхов

В былые времена, когда мода на сертификацию систем менеджмента была на пике, а в гонке за престижностью участвовали многие предприятия, аудитов у наших коллег было много, а самих аудиторов мало.  В этом бесконечном марафоне отправился наш коллега в славный город Козельск. От Москвы рейсовый автобус ехал туда часов шесть-семь. Другой транспорт туда не ходил.

Работы в то время был вал, аудит на аудите, командировка на командировке. Толком ничего не успеваешь, и времени на отдых почти не оставалось. С собой все по-походному, все, что можно минимизировать, минимизировали. Из вещей только самое важное в небольшой сумке. Ничего запасного, лишнего и ненужного.

Сел наш коллега в автобус у окошечка, задремал на неровной дороге. Погода стояла мерзкая: дождь, слякоть, грязь. Пока он ехал, со стекла на его штанину натекла какая-то маслянистая жидкость, и образовалось огромное пятно на ноге, чуть ниже пояса.

Стоит отметить, что работодатель тогда требовал, чтобы на аудиты эксперт ездил в строгом костюме с галстуком вне зависимости от того, куда ехать и что проверять.

Оттереть это пятно не получилось ни руками, ни единственной зубной щеткой. В общем, приехал коллега на предприятие с аудитом в костюме, галстуке и очевидным пятном на штанине. Внешний вид говорил только об одном – не дотерпел!

Люди на предприятии культурные и воспитанные, внимание на внешнем виде акцентировать не стали, вроде как не заметили. Коллега ходил, краснел и пояснял природу возникновения пятна.

Закончился первый день аудита.  С гостиницами в том городе было не очень, в смысле их вообще не было, поэтому поселили его в домике для паломников при монастыре. Дешево и сердито, что крайне радовало его начальника. Домик находился рядом с монастырем, в лесу у дороги. После размещения выяснилось, что жить он там будет не один, а со стаей местных собачек, прикормленных паломниками.

Утром, кое-как отстирав штаны и применив искусство маскировки с помощью пиджака и галстука, коллега вновь отправился на аудит. Прибыл на завод, и первым делом ему послышался запах фекалий. Он смотрел на сопровождающих, сопровождающие на него. У всех в глазах был только один вопрос: от кого? Сопровождающие, казалось, смотрели на него уже с жалостью, думая, что аудитор страдает разными недугами. Спустя некоторое время аудитор все-таки внимательно осмотрел себя и обнаружил очевидный собачий «след» под каблуком.

Представьте себе степень ужаса и стыда, который он испытал в этот момент. Приехал аудитор из Москвы, из солидной организации, в итоге в первый день его внешний вид намекнул на казус «по-маленькому», а во второй – еще хуже. Зато в костюме и галстуке...

Доработал все положенные дни, оплатил проживание и получил квиток с нарисованным крестиком вместо печати и от руки написанными словами, что, мол, сей милый человек жил тут у нас и внес такую-то сумму в качестве пожертвования за свое пребывание. По возвращении домой он отправил закрывающие документы в офис и, конечно же, получил выговор: бухгалтерия такие квитанции не принимает, им нужна круглая печать и счет-фактура. И вообще, вы там катаетесь, отдыхаете и гуляете, а мы тут работаем, не покладая рук! Так что эта командировка за ваш счет!

Выводы он сделал быстро и озвучил, что в следующий раз главный бухгалтер может отправиться отдохнуть туда сама, пожить в лесу с собаками и собрать там хоть круглые, хоть квадратные печати.

Выводы тут простые:

Аудиторы – тоже люди, а не станки по печатанью денег. Организовать их комфортную работу – это прямая обязанность руководителя.

Если отправляешь человека в командировку, необходимо обеспечить ему достойные условия проживания и удобный трансфер. Не нужно перегружать людей, чтобы аудитор не крутился как белка в колесе с поезда на самолет, а мог в спокойном режиме готовиться и проводить аудиты