прочитано
#качество управления #инструменты менеджмента #эффективность бизнеса #управление персоналом

Вопрос мотивации сотрудников не один десяток лет волнует кадровые службы от крупного бизнеса до госучреждений. В середине прошлого века в тренде было стахановское движение, в 90-е – различные профессиональные конкурсы, в 2010-х появилась геймификация как новая форма нематериальной мотивации. Хорошо известные методы обретают новую форму, но «под капотом» остается психология мотивации человеческого поведения. Евгения Любко, управляющий партнер геймифицированной платформы корпоративных коммуникаций «Пряники», рассказала нашему порталу, как в игровой форме можно задавать вектор развития всей организации.

0 1

Геймификация – это…

Геймификация – это применение игровых механик в неигровых процессах с целью повышения эффективности последних. 

Например, в сфере управления персоналом сотрудники, как правило, в геймифицированных проектах имеют возможность заработать за свои заслуги игровую валюту и потратить ее на разные призы и подарки материального свойства. 

Геймификация – это новая современная форма нематериальной мотивации

Тут важно помнить, что материальная и нематериальная мотивация, геймифицированная или нет, всегда должны идти в связке, и никакая из них не может полностью заменить другую. 

Польза для бизнеса

Геймификация в менеджменте дает возможность направлять поведение сотрудников в то русло, которое для бизнеса сейчас наиболее актуально. 

Принцип геймификации – что измеряешь, то изменяется

Бизнес – живая система, со временем у него меняются приоритеты, цели, задачи, иногда это происходит очень быстро. Геймификация позволяет быстро переориентировать сотрудников на новые цели и задачи, сместить их фокус внимания и направить их движение в другую сторону. 

Например, в основе геймификации очень часто используется экономика заслуг. Это система сбалансированных показателей, за достижение которых сотрудники могут получать виртуальное игровое вознаграждение: за то, что стал наставником, привел нового человека в компанию, прошел обучение, провел обучение, выполнил план продаж и так далее. Получается такая параллельная экономика внутри компании, которая не связана с зарплатой, но которая дает сотруднику возможность увеличить свою корпоративную карму и конвертировать ее в материальные блага. Потратить потом заработанную валюту можно во внутреннем магазине.

И если реальные KPI, денежную систему мотивации поменять быстро достаточно сложно, то в рамках геймифицированной экономики заслуг мы вольны оперативно в моменте менять приоритеты и вес целевых действий. Если бизнесу надо резко переориентироваться на какие-то другие цели, то, соответственно, в экономике заслуг мы можем вывести эти цели в приоритет. Тем самым подсветить сотрудникам, что теперь вот это является очень важной задачей, и, соответственно, необходимо «бежать» в эту сторону. 

Где применять

Геймификация охватывает почти всю карту пути сотрудника, за исключением разве что кадрового документооборота и процесса увольнения. Рекрутинг,  пребординг онбординг , обучение и развитие, корпоративная культура, внутренние коммуникации, целеполагание – все это может быть пронизано геймификацией, потому что все это связано так или иначе с формированием желаемого поведения сотрудников. 

Бизнесу это дает дополнительный управленческий инструмент, в котором можно очень быстро менять настройки и тем самым управлять мотивацией и поведением сотрудников. 

Инструменты геймификации

Условно инструменты геймификации можно разделить на механики соревновательного и несоревновательного характера.

Несоревновательные механики

Экономика заслуг – это один из примеров использования геймификации, направленной комплексно на вовлечение сотрудников в различные корпоративные проекты. 

Как правило, компании не платят сотрудникам за наставничество, за наполнение базы знаний, за проведение внутреннего обучения, за рекомендации новых сотрудников в компанию. Но тем не менее ожидают, что сотрудники это делать будут. На энтузиазме, на чувстве сопричастности, на лояльности бренду. Но это не всегда происходит именно так. И геймификация как раз позволяет сделать эти активности привлекательными для сотрудников.  

Такие проекты носят несоревновательный характер, здесь нет победителей и проигравших, и они длятся годами. То есть, будучи однажды запущенными, они становятся неотъемлемой частью корпоративной культуры компании и ее системы нематериальной мотивации. Такой подход используют многие крупные игроки – РЖД, Сбербанк, «Сибур», IBS, «Росбанк», платежная система «Мир» и многие другие. Таких компаний становится все больше, потому что они понимают преимущества этого гибкого управленческого инструмента. И измерения в таких сценариях касаются целевого поведения сотрудника.

Так, например, у одного из  наших клиентов :

  • на 17-19% выросла активность сотрудников в части участия во внешних и внутренних митапах, конференциях, в продвижении IT и HR бренда;

  • в 2,5 раза выросла вовлеченность в ESG-активности, экологические и благотворительные проекты.

Соревновательные механики

Соревновательный формат ориентирован именно на объективно измеримые KPI сотрудников – продажи, контакт-центр. Здесь геймифицированные сценарии, как правило,  являются краткосрочными . Соревнуются либо люди друг с другом, либо команды. Может быть рейтинг с личным зачетом, рейтинг с командным зачетом. И в основе таких соревнований лежат объективно измеримые KPI, например, продажи. Дополнительно они «расцвечиваются» другими механиками:

  • квестами; 

  • миссиями; 

  • зарабатыванием дополнительных артефактов за вспомогательные KPI; 

  • разными активностями в рамках экономики заслуг.

Например, у  другого нашего клиента  пилотный проект в одном из городов показал, что в результате геймифицированной виртуальной регаты местные сотрудники показали результаты по KPI на 13% выше, чем их коллеги из другого города. А дополнительная выручка, заработанная риелторами в рамках этого геймифицированного проекта, превысила совокупные затраты на реализацию проекта, включая призы, в 20 раз.

Спасибо, которое в карман положишь 

Часто в геймификации используется инструмент признания, в котором сотрудники могут проявлять благодарность по отношению друг к другу. Это не просто «спасибо», а «спасибо, которое в карман положишь». То есть все благодарности подкрепляются виртуальной валютой и связаны с корпоративными ценностями. То есть каждый раз, выдавая благодарность с валютой коллеге, человек должен также выбрать, за какое ценностное поведение эта благодарность выдается. И тем самым проживает корпоративные ценности, проникается ими. И все благодарности дополнительно скапливаются в общей событийной ленте. 

Признание помогает людям увидеть друг друга с позиций сильных сторон

Эффект от этого инструмента очень тяжело измерить. Он, как правило, достаточно субъективен, но тем не менее измерению в некоторых случаях он тоже поддается. Например, уходят конфликты. 

Один из наших клиентов в производственной компании рассказывал, что у него было два враждующих сотрудника. Оба были ценными специалистами для бизнеса, и терять никого из них не хотелось. Когда запустилась программа признания с использованием геймифицированных благодарностей, каждый из них получил много «спасибо» от коллег. И поскольку все благодарности скапливались в общей событийной ленте, каждый из них увидел другого с позиции сильных сторон.  Спустя некоторое время генеральный директор встретил этих враждующих коллег на кухне за деловым, профессиональным и теплым разговором. 

О том, как выбрать механику игры и подготовить к этому сотрудников, расскажем в следующей статье.