ProКачество: Зачем производителям нужен промышленный дизайн и какие задачи он способен решить?
Виталий Ставицкий: Привлечение к разработке продукта промышленного дизайнера дает серьезное конкурентное преимущество не только на отечественном, но и на международном рынке. Дает экспортный потенциал.
Согласно ряду международных и наших собственных исследований, промышленный дизайн дает:
-
двукратный рост экономических показателей;
-
более стремительное развитие компании, чем у конкурентов, которые не инвестируют в промдизайн;
-
промышленный рост и, как следствие, новые рабочие места;
-
появление новых сервисов и услуг;
-
прорывные инновации как следствие разработок и исследований.
Качественный дизайн нового продукта играет в первую очередь маркетинговую роль – новинка должна выглядеть так, чтобы потребитель выбрал именно ее среди многочисленных аналогов. Это важный инструмент, который принесет развитие российской промышленности.
Справка
Союз Дизайнеров России – общероссийская общественная организация, созданная 5 декабря 1991 года специалистами, работающими в индустрии дизайна.
Дизайн занимает ключевое место в креативной экономике и охватывает весь окружающий мир: промышленный дизайн, коммуникативный дизайн, средовой дизайн, текстильный и fashion-дизайн, концептуальный и сервис-дизайн.
Союз Дизайнеров России включает более 4500 специалистов в области дизайна и 67 региональных отделений на территории Российской Федерации.
Главными целями Союза являются:
-
поддержка и популяризация отечественной дизайн-индустрии на территории РФ и за ее пределами;
-
создание условий для продвижения и формирование спроса на продукты, сервисы, технологии и решения российского дизайна на мировом и внутреннем рынках;
-
защита профессиональных интересов дизайнеров и создание условий для появления рабочих мест, предпринимательских проектов, самозанятых во всех отраслях дизайна;
-
увеличение экспорта российского дизайна и товаров, производимых на территории РФ при участии российских дизайн-компаний и дизайнеров;
-
формирование дизайн-лица российской продукции (национальный и международный пути развития);
-
создание национальных дизайн-трендов;
-
ведение образовательной, научной и исследовательской деятельность в областях дизайна, инжиниринга и технологий;
-
помощь в формировании связей между дизайн-образованием и реальным производством и техпроцессами и пр.
ProКачество: Насколько сегодня пользуется спросом промышленный дизайн на отечественных предприятиях?
Виталий Ставицкий: Сегодня не так много отечественных компаний, которые понимают, что промышленный дизайн для них – это инструмент развития.
Некоторые компании на российском рынке столкнулись с тем, что оказались неконкурентоспособными. Их сразу видно, например, на выставках: плохое оформление стенда, непонятная черная коробочка. Вроде бы выпускают классный технологичный продукт, но он никому не нужен. И потребители выбирают китайские аналоги, которые уступают отечественным, но выглядят более привлекательно.
Тем не менее на сегодня спрос на промышленный дизайн у бизнеса все же начинает формироваться.
Союз Дизайнеров России, со своей стороны, старается популяризировать промышленный дизайн среди бизнесменов через ряд мероприятий, которые мы начинали проводить в Москве. Спустя время некоторые из них стали федеральными, затем и регионы начали перенимать наш опыт. Так, например, сейчас идет второй конкурс «Фабрика дизайна», где мы знакомим между собой индустрии бизнеса и дизайна.
О «Фабрике»
Конкурс выступает платформой для взаимодействия дизайнеров, производственных компаний, экспортно ориентированных компаний, бизнес-сообщества, экспертов индустрии для создания новых продуктов отечественной промышленности, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики на международных рынках, технологическую независимость и отвечающих на запросы населения страны.
Конкурс подчеркивает роль дизайн-индустрии как драйвера развития инновационных, высокотехнологичных и производственных проектов с экспортным потенциалом, демонстрирует связь исследований, разработок и дизайна, доказывает значимость дизайн-решений для развития актуальных маркетинговых стратегий.
В первом конкурсе приняли участие более 350 команд и 76 компаний. 69 победителей конкурса получили признание, в рамках конкурса было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве.
Всего на первой «Фабрике дизайна» было представлено более 130 задач от компаний из разных регионов. Задачи были распределены по семи направлениям: «Среда», «Легпром», «Мебель», «Приборы», «Продакт», «Транспорт» и «Упаковка».
Подробнее о конкурсе можно прочитать по ссылке.
Проводя первую «Фабрику», мы столкнулись с тем, что дизайнеры говорят: нет заказов и спроса на наши услуги от бизнеса, а бизнес говорит: у нас много запросов, много что нужно разрабатывать, но мы не знаем, куда идти.
Наш проект позволил показать заинтересованные стороны друг другу. Бизнес начал осознавать, что в сложившихся геополитических условиях промышленный дизайн позволяет не просто сохранить свои достижения и позиции, но и приумножать их, осваивать новые рынки.
Бизнесу важно понимать: потребитель во вторую очередь смотрит на технические характеристики, сначала он оценивает внешние данные товара, например:
-
как смотрится;
-
какой интерфейс;
-
хорошо ли лежит в руке;
-
насколько удобно пользоваться ежедневно и пр.
Из положительных примеров удачных дизайн-решений могу привести банковские приложения ведущих российских банков – они самые удобные и понятные в мире, по моему опыту.
ProКачество: Чем промышленные дизайнеры отличаются от других своих коллег по цеху? Какова специфика их работы?
Виталий Ставицкий: Промышленные дизайнеры отличаются от остальных направлений индустрии, наверное, только инструментами, которые используют в работе. А этапы создания дизайн-проекта практически у всех одинаковые.
Так, во всех направлениях дизайна любая работа начинается с исследования и аналитики той задачи, которая ставится перед дизайнерами.
Задача любого дизайнера – создать конкурентное решение, которое превзойдет те, что уже имеются, или же создать уникальное решение, позволяющее вывести на рынок прорывные продукты, способные устроить революцию в своей нише. Самый яркий такой пример – смартфоны и планшеты Apple. Эта компания во многом благодаря дизайнерским решениям смогла кардинально поменять ситуацию на рынке. Она уничтожила своих прямых конкурентов Nokia и Motorola, которые, выбрав неправильные пути развития, в итоге практически остались историей.
Кроме того, во всех направлениях дизайна решения на выходе требуют определенного инструментария. В промышленном дизайне это:
-
3D-моделирование;
-
эскизирование;
-
создание поверхности класса А .
Результат этой работы – документ, который помимо решения содержит конструкторскую и инженерную документацию.
ProКачество: Расскажите об этапах разработки дизайна продукта. На какой стадии разработки продукта нужно подключать промдизайнера? Что происходит на каждом из них?
Виталий Ставицкий: Разработка дизайна начинается после того, как:
-
проведены исследования, что этот продукт с таким набором характеристик действительно нужен на рынке сейчас;
-
уже есть какие-то разработки, уникальные технологии, которые нужно реализовывать и запускать в производство.
Дальше можно подключать промышленных дизайнеров. Работа с ними начинается с разработки технического задания . Без него очень сложно ответить на запрос заказчика.
Затем идет исследовательская и аналитическая работа, связанная с тем сегментом рынка, для которого нужно сделать продукт. Дальше дизайнеры приступают к эскизированию. Зачастую это скетчинги, наброски, на основании которых специалисты приступают к 3D-моделированию.
На этом этапе важно понимать, что и набросок, и 3D-модель чаще всего очень сильно будут отличаться от итоговой версии продукта. На выходе будет только угадываться та идея, которую заложили изначально. Это связано с производственными и технологическими ограничениями, со стоимостью конечного продукта.
Тут важно помнить, что в финале мы должны получить конкурентный и эстетичный товар, который хочется приобрести и пользоваться им.
После этого уже начинается подготовка к производству.
ProКачество: Как заказчику лучше выстроить работу с промышленным дизайнером? Как подготовиться к сотрудничеству?
Виталий Ставицкий: Заказчику сразу нужно настраиваться на совместную работу. И здесь я бы дал несколько советов:
-
Не несите дизайнерам готовые решения. Сложности возникают, когда заказчик приходит с запросом сделать как у конкурента. Кроме того, что он забывает о защите авторских и интеллектуальных прав, возникает логичный вопрос: «А зачем делать то же самое?». Можно и нужно сделать лучше и превзойти конкурентов.
-
Учитывайте вкусы потребителя. Заказчику важно понимать, что его эстетические предпочтения могут разниться с запросом потребителей. В вопросах выбора концепции будущего изделия нельзя оперировать категориями «мне нравится/не нравится», нужно опираться на аналитику и исследования. Потому что продукт должен в первую очередь понравиться потребителю.
-
Совместно разрабатывайте ТЗ. Основная задача ставится компанией. Но проработка ТЗ происходит не только с командой дизайнеров, но и со всеми департаментами и производствами. Тут важно принять тот факт, что это платная услуга, потому что именно качественное ТЗ дает крепкую основу всего проекта.
Есть два варианта оплаты дизайн-проекта:
-
по смете;
-
роялти – когда с каждого проданного изделия дизайн-студия получает отчисления.
Роялти обычно составляет полтора-три процента, но бывают и индивидуальные случаи, когда процент гонорара может значительно колебаться в любую сторону. Факторов, влияющих на это, много.
Роялти – очень удобная система расчетов, которая дает возможность бизнесу получить качественный промышленный дизайн и не обанкротиться, инвестировав в него крупную сумму.
Однако в России этот способ не прижился, потому что пока не получается у дизайнеров с заказчиками построить доверительные отношения. Часто бизнес играет нечестно: дизайнер не видит реальные продажи, а заказчик старается их как можно сильнее занизить. Работать приходится только на доверии, потому что законодательной базы в этом сегменте нет. Но сейчас уже ведется работа в сфере интеллектуального права, что в дальнейшем станет хорошей основой для развития как индустрии дизайна, так и отечественной промышленности.
Еще нужно настроиться, что помимо того, что промышленный дизайн – это дорого, это еще и долго. Цикл разработки занимает от шести до девяти месяцев минимум, если делать качественно. Можно и за два месяца, но риск появления ошибок в разработке многократно увеличивается.
Работа с неквалифицированной командой дизайнеров может привести к банкротству. Выбирая дизайн-студию, руководитель бизнеса должен понимать, что сейчас создается упаковка его товара, который он планирует выпускать долгие годы, который, возможно, станет легендарным, визитной карточкой бренда. Да, это в первую очередь большие инвестиции в производство нового продукта, которые можно окупить, только если товар будет иметь успех на рынке.
Важно понимать, что риск в деле выпуска новой продукции велик, но при удачном выходе на рынок он хорошо окупается. По данным исследований, на каждую вложенную единицу валюты возвращается до 20 единиц. Поэтому не надо пугаться тех ценников, которые объявляют дизайн-бюро.