прочитано
#инновации #эффективность бизнеса #обзор

Как разбудить креативность? Как придумать инновацию? Как решить нетривиальную проблему? Как улучшить процесс? Методов более сотни. Среди самых известных — мозговой штурм. Но что если классический подход не помог? Берите на вооружение одну из десяти необычных техник, способных разбудить воображение даже самых упертых консерваторов.

5 8

Большинство из предложенных методов подходит как для индивидуальной, так и для командной работы. Однако второй вариант все же предпочтительнее.

В 1980-х годах ученые доказали наличие коллективного разума, или интеллекта, определив его как способность группы находить более эффективное решение задач, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.

Размер группы может варьироваться от 5 до 20 и даже более человек.  Однако оптимальной является команда с числом участников от 6 до 12 человек.

При проведении брейнсторминга вне зависимости от техники должны соблюдаться следующие правила:

  • Отсутствие критики, если того не требует подход.

  • Наличие ведущего.

  • Участие всех без исключения.

  • Равные права участников.

  • Неформальная атмосфера.

  • Все идеи фиксируются.

Для фиксации идей подойдут самые простые инструменты, например, ручка и бумага. Однако предпочтительны, а иногда и обязательны, флипчарт либо доска, маркеры и\или стикеры.

В случае индивидуального брейнсторминга удобнее работать с электронными таблицами или документами, хотя и здесь может отлично справиться классический блокнот.

Подробнее о методе мозгового штурма читайте в статье Михаила Калинина «Мозговой штурм по всем правилам. Три правила принятия решений»

Цветок лотоса

Техника предложена Ясуо Мацумара, президентом компании Clover Management Research. По аналогии с лотосом, где лепестки расходятся от сердцевины в несколько рядов, идеи здесь генерируются от центральной задачи через решение вспомогательных.

Техника применима для решения проблем, генерации и развития инновационных идей.

В качестве реквизита вам потребуется таблица 9 на 9 клеток. Ее можно заранее распечатать в формате A1 либо нарисовать. В случае индивидуальной сессии удобнее будет работать с электронной формой.

Скачать шаблон для метода генерации идей «Цветок лотоса»

Пример схемы генерации идей по методу «Цветок лотоса»

Этапы

  1. В центральную клетку вписываем цель, которую хотим достигнуть, например, повышение прибыли.

  2. В клетки A–H (лепестки первого уровня), сгруппированные вокруг ключевой проблемы или задачи, вписываем элементы, которые влияют на достижение цели — поставщики, дорожные расходы, партнеры, способы доставки, персонал, технологии, производственные мощности, оценка.

  3. Далее каждый из этих элементов переносим в клетки по периметру квадрата (с отступом в одну клетку вверх, вниз или по диагонали).

  4. Следующий этап — придумать 8 решений для повышения прибыли по каждому из перечисленных выше элементов. Вписываем эти решения по периметру каждого из восьми элементов первого уровня. Например, для элемента «персонал» это могут быть: мотивация, зарплата, условия труда, набор нового персонала, работа с талантами, сокращение текучки, корпоративная культура, вовлеченность.

Для активизации процесса поиска идей полезно сформулировать дополнительные вопросы. В нашем случае они могут быть такими:

  1. Как мы могли бы использовать технологии, чтобы повысить прибыль?

  2. Как мы могли бы использовать технологии, чтобы уменьшить расходы?

  3. Какие каналы сбыта в принципе возможны?

  4. Какие каналы сбыта у нас?

  5. Как мы можем улучшить логистику?

  6. Какие у нас статьи расходов?

  7. Как мы можем оптимизировать расходы?

  8. И так далее.

В результате заполнения таблицы вы получите 64 разновекторные идеи или способа решения проблемы.

Плюсы и минусы

Метод позволяет взглянуть на проблему либо задачу с разных сторон, найти влияющие на нее факторы, выявить способы их влияния.

Кейс

Компания Volvo, пытаясь создать более безопасный автомобиль, прибегла к методу цветка лотоса. В центре поля члены креативной команды разместили цель «Безопасный автомобиль». В качестве одного из лепестков первого уровня была предложена идея сделать безопаснее переднюю часть автомобиля. На лепестках второго уровня появились идеи: установка сверхзвукового датчика скорости, информирующего водителя световым индикатором на приборной панели о приближении к впереди идущему автомобилю ближе, чем путь торможения (около 2 сек.)

Далее эта идея была развита на следующем лепестке первого уровня — «сделать безопаснее заднюю часть автомобиля». В ходе обсуждения на одном из лепестков второго уровня появилась идея встроить светодиодный экран на задней части автомобиля, который бы загорался и информировал водителя авто позади о небезопасной дистанции.

Таким образом, благодаря одному датчику удалось создать систему безопасной дистанции как минимум для трех автомобилей.

Список 100

Придумать 100 идей для решения заранее обозначенной проблемы. Это один из оптимальных методов для индивидуальной работы, однако есть очень интересные подходы для коллективной реализации.

Этапы

Основное правило — написать 100 идей за один подход. Обычно это занимает от 1 (команда из 5 человек) до 4 часов (работа в одиночку).

Условно время работы можно разделить на три этапа:

  1. Первые 30 пунктов — все, что лежит на поверхности.

  2. 31–70 — развитие первых 30 идей. Самый сложный этап, потому что вы пока не готовы отказаться от понятных вам первых 30 идей, но перейти на новый уровень креативности пока не можете.

  3. 71–100 — чаще всего здесь кроются самые потрясающие и необычные решения. Хотя и абсурдных тут тоже немало.

В случае командной работы возможны следующие варианты исполнения:

  1. Все участники по кругу озвучивают свои идеи вслух. Модератор их фиксирует. Это, в общем-то, классический мозговой штурм.

  2. Каждый записывает идею на стикере и передает его следующему участнику, который на основе идеи предыдущего участника записывает свою идею на новом стикере. Она может развивать предложенную или быть ее альтернативой. Цикл повторяется до получения 100 идей. Все стикеры фиксируются на доске.

  3. Есть также вариант без стикеров. В этом случае каждый последующий участник устно развивает идею предыдущего спикера, начиная со слов «Да, и ещё...». Все идеи также фиксируются.

Плюсы и минусы

Один из самых простых в реализации методов. Идеален для работы в одиночку.

Морфологический анализ

Суть метода — в выявлении в проектируемом объекте (продукте или процессе) нескольких значимых морфологических признаков или параметров (это могут быть элементы конструкции или функции) и составление всех возможных сочетаний этих признаков с последующим выбором наилучших комбинаций. Если проще, то вам нужно разложить объект на компоненты, выбрать из них самые важные, изменить их и собрать объект заново.

Метод подходит для генерации инновационных продуктовых идей в сфере проектирования машин, технологических решений, приложений.

Этапы

  1. Выбираем объект: продукт или процесс.

  2. Составляем список его значимых элементов: составных частей, параметров или функций, без которых проектируемый объект не может существовать.

  3. Для каждого элемента записываем все возможные варианты исполнения в так называемый морфологический ящик.

    Пример морфологического ящика

  4. Выбираем лучшие сочетания.

Плюсы и минусы

Метод прост и надежен, однако громоздок — число параметров и характеристик может быть крайне велико. Выбрать идеальную комбинацию бывает сложно. Подойдет для небольших команд для решения прикладных задач — технологических в первую очередь.

Кейс

Автор метода — швейцарский астроном Ф. Цвикки, впервые применил его для разработки ракетных двигателей для «Аэроджемн инжиниринг корпорейшн». За короткое время Цвикки было предложено множество оригинальных технических решений в ракетостроении, которые в дальнейшем были реализованы.

Метод фокальных объектов

Генерация идей путем поиска ассоциаций объекта анализа/проблемы и случайных предметов или явлений.

Этапы

  1. Определите фокальный объект (предмет обсуждения) — это может быть продукт, функционал, проблема.

  2. Случайным образом выбираете 4-5 существительных.

  3. Придумайте для каждого из слов по 2–5 прилагательных-характеристик.

  4. Связываете эти характеристики с фокальным объектом, предлагая разные варианты его апгрейда.

Плюсы и минусы

Позволяет найти оригинальные решения, правда, не всегда реализуемые. Не подходит для решения трудных задач.

Кейс

Предположим, наш фокальный объект — внедрение 5S на рабочем месте.

Случайные слова: гений, мышь, гроза, лампочка, секрет.

Придумываем 2–5 прилагательных для каждого слова. Например, для слова гений — умный, известный, непризнанный, уникальный.

Ищем связи: умный — можно пригласить на предприятие консультанта. Известный — можно найти готовый успешный кейс из практики наших конкурентов.

И так, пока не отработаете все характеристики для каждого существительного.

Обратный мозговой штурм

Метод генерации плохих идей и поиск решений для их превращения в хорошие.

Этапы

  1. Все участники последовательно предлагают наихудшие, по их мнению, идеи по решению проблемы или созданию продукта. Модератор может стимулировать процесс, задавая наводящие вопросы. Например: «Что нужно сделать, чтобы наши клиенты от нас ушли?» Вариант ответа может быть таким: «Указать широкий интервал доставки».

  2. Участники ищут способы преобразовать плохие решения в хорошие. В случае с широким интервалом доставки решением может быть разработка приложения, в котором клиент сможет видеть, где именно находится его продукт на карте с указанием расчетного времени прибытия товара на место.

Плюсы и минусы

Идеален, когда традиционные (прямые) подходы поиска решений или идей не дали результата. Позволяет взглянуть на вещи по-новому.

Шесть шляп

Процесс генерации идей проводится в шести параллельных режимах, каждый из которых образно представлен цветом метафоричной шляпы мышления.

  • Белая — обсуждение проблема с фокусировкой на факты и цифры.

    Пример: сколько конкурентов на рынке, какова их капитализация, какова доля рынка у крупных игроков, сколько будет стоить решение и т.д.

  • Красная шляпа — фокусировка при обсуждении проблемы на чувствах, эмоциях, интуитивном мышлении. Пример: какие эмоции у пользователей вызовет решение, каким должно быть решение, чтобы оно вызвало чувство уверенности, любви у его владельцев.

  • Желтая — обсуждение идеи, ее значимости для бизнеса в позитивном ключе. На этом этапе важно выявить все положительные стороны решения.

  • Черная — выявление и обсуждение всех возможных рисков и негативных сценариев.

  • Зеленая — обсуждение с максимальным фокусом на креативность, творческое мышление. Поиск шокирующих и провокационных идей.

  • Синяя — выработка конкретных шагов для реализации идей: что нужно, чтобы воплотить идею в жизнь, насколько идея реалистична, какие шаги придется предпринять.

Этапы

Технология индивидуального применения предельно проста: ставьте задачу и, обдумывая ее решение, «применяйте» шляпы в удобной вам последовательности. Фиксируйте идеи на бумаге, «привязывая» их к цвету шляпы. Подойдет простая таблица, где идеи сгруппированы по столбцам или графам, соответствующим цветам шляп.

В командном исполнении (минимум 7 человек, где один из них ведущий) технология сложнее. Первый этап все тот же — постановка задачи. Например: «У нас появился сильный конкурент. Что делать?» А вот далее методика может отличаться.

  1. Все участники разбиваются на 6 команд, соответствующих цветам шляпы. Каждая команда обсуждает задачу в своем ключе. Недостаток такого подхода в том, что беседа из позитивной может превратиться в балаган, когда каждая команда отстаивает свою точку зрения. Эффективность сессии сильно зависит от профессионализма модератора.

  2. Все участники одновременно примеряют шляпу того или иного цвета. За цикл команда должна примерить все шляпы, возможно, даже несколько раз. Последовательность примерки шляп определяет модератор. Сессия завершается синей шляпой.

Плюсы и минусы

Позволяет взглянуть на проблему или идею с разных сторон. Для командной реализации требуется минимум 7 человек. Сессия может превратиться в балаган, если ведущий неопытен.

Метод Уолта Диснея и Марка Цукерберга

Техника похожа на метод шести шляп, только участникам предстоит примерить всего три роли:

  • Мечтатель — предлагает решения, не ограничивая себя ни в чем.

  • Реалист — обсуждает идеи с учетом реалистичности их реализации.

  • Критик — ищет слабые места в предложениях реалиста.

Это один из немногих методов, где критика — обязательный элемент сессии генерации идей.

Еще одна вариация ролевого брейнсторма — поставить себя на место Стива Джобса, Илона Маска, Таити Оно или Эдвардса Деминга, предлагая идеи от их лица. В этом случае в начале сессии каждый участник выбирает себе роль, предлагая в дальнейшем идеи от имени своего альтер эго.

Плюсы и минусы

Максимально раскрывает креативность команды, позволяет взглянуть на проблему или задачу с неожиданных сторон. Если в команде есть скромные и неуверенные люди, метод может не сработать.

Метод ментальных карт

Принцип схож с классическим мозговым штурмом, однако идеи визуализируются.

Этапы:

  1. Модератор изображает в центре проблему, требующую решения.

  2. Каждый из участников выходит и рисует свою идею для решения проблемы.

  3. После того как все участники предложили и визуализировали минимум по одной идее решения проблемы, необходимо придумать варианты решения проблем для предложенных ранее. В итоге получается картина с изображением идей, напоминающая генеалогическое дерево.

Пример ментальной карты

Плюсы и минусы

Процесс визуализации вызывает появление новых образов и мыслей. Сессия на долго останется в памяти участников. А по мнению автора метода Тони Бьюзен, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти повысит качество креативных процессов.

Подробнее о плюсах и минусах визуализации — в статье Сергея Остапенко «Лучше один раз увидеть. Как визуализация помогает повысить эффективность управления?»

Из минусов: если люди в команде ну совсем не могут рисовать, то карта будет слишком уродливой и непонятной, техника может не сработать.

SCAMPER

Метод построен на поиске ответов на вопросы из  семи групп

  • S – Substitute – Как мы можем заменить текущий продукт или решение?

  • C – Combine – Как мы можем комбинировать его с другими решениями или продуктами?

  • A – Adapt – Как нам адаптировать наш продукт или решение с другими?

  • M – Modify или Magnify – Как нам модифицировать наш продукт, увеличив прибыль?

  • P – Put to other uses – Как мы еще можем применять наш продукт или решение?

  • E – Eliminate или minify – Как нам устранить или уменьшить недостатки?

  • R – Revers или Rearrange – Можем ли сменить наш продукт или решение на противоположенное? Можем ли мы реорганизовать наш продукт или решение?

Этапы

  1. Выделите задачу или проблему, которую хотите обдумать. Предварительно разделите задачу или проблему на составные части, например, этапы или элементы.

  2. Последовательно ответьте на вопросы всех групп метода для каждого элемента или этапа.

Плюсы и минусы

Метод больше подходит для решения проблем или оптимизации процессов, но редко позволяет придумать инновационные решения и продукты. Обычно используется как отправная точка для других техник. Отлично сочетается с методом морфологического анализа.

Кейс

Предположим, перед нами стоит задача — повышение производительности процесса упаковки.

Поиск идей нужно начать с генерации вопросов и формирования ответов на них:

  • Что можно заменить в процессе упаковки?

  • С чем можно скомбинировать процесс упаковки, чтобы превратить его в новый процесс?

  • Что можно адаптировать по отношению к процессу упаковки?

  • Как можно модифицировать процесс упаковки?

  • Чем можно его дополнить?

  • Как еще можно применять процесс упаковки\упаковочные линии\людей и др.?

  • Что можно убрать из процесса?

  • Что можно поменять в процессе на что-то совершенно иное или противоположное?

  • Какой тип организации процесса упаковки наилучший?

Эти вопросы позволят найти массу вариантов решения проблемы: смена оборудования, совмещение процесса упаковки единичного товара и единиц товара в транспортировочную тару (ящики, палеты), замена типа упаковки на другой и др.

Эффект Стравинского

Объединение метода письменной генерации идей с командной работой. На первоначальном этапе участники письменно излагают идеи на карточках. После чего карточки собираются, перемешиваются и методом рандома раздаются участникам. Последние в процессе обсуждения полученных таким образом идей объединяются в команды. Задача команды — максимально креативно защитить идеи.

Этапы

  1. Модератор формирует проблему или задачу для обсуждения.  Например: «Какими способами мы могли бы создать более инновационную продукцию?».

  2. Каждый участник формирует в течение 5–10 минут восемь идей, каждая из которых записывается на отдельной карточке.

  3. Ведущий собирает все карточки и перетасовывает.

  4. Ведущий раздает всем участникам по три карточки, убедившись в том, чтобы не была получена карточка личного авторства.

  5. Участники изучают полученные карточки, точнее, идеи, и приоритизируют их.

  6. В это время модератор раскладывает на столе оставшиеся карточки лицевой стороной вверх и предлагает участникам обменять неудачные, по мнению участников, карточки.

  7. Далее приходит время обмена как минимум по одной карточке между участниками.

  8. Модератор просит участников разделиться на группы. Число участников группы может быть любым. При этом группа должна выбрать из всех карточек участников только три лучшие. Остальные нужно вернуть ведущему.

  9. Далее каждая группа по просьбе ведущего представляет идеи на своих карточках как можно более креативно — с использованием подручных материалов, воображения, актерского мастерства или иных талантов. Результатом может быть слоган, песня, плакат, сценка.

Плюсы и минусы

Требует много времени, но идеален для командной работы. Помимо интересных идей, вы также решаете проблемы сплочения команды.

Читай, вдохновляйся, фантазируй!

Это далеко не полный перечень интересных подходов. Если ни один из них вам не подошел — пополните библиотеку:

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно».

  • Йерун ван Хейла «Подай идею. Как влюбить других в то, что ты придумал».

  • Остин Клеон. «Кради как художник».

  • Марк Леви «Гениальность на заказ».

  • Кристоф Ниманн «Скетчи по воскресеньям».

Или придумайте свой индивидуальный креативный подход!

Благодарю, за очень информативную, аналитическую статью.
Ответить
Nona 20.03.2020 06:00:57
Ответить
Мне кажется метод "Лепестки лотоса" схож с диаграммой Исикавы "Рыбья кость", только графически выглядит по другому.
Читать дальше Ответить
19.03.2020 12:00:29
Ответить
Отличная методика, но, к сожалению, эти детские игрушки и цветные фантики вряд ли приживутся  в российском бизнесе и не принесут желаемого результата.
Читать дальше Ответить
Natali 19.03.2020 16:00:32
Ответить
Ответ Безымянный: зря вы так думаете. Эти методы применяются во многих молодых и перспективных компаниях.  Больше, правда, из ИТ-сегмента. В Мейле например практикуют лепестки лотоса, метод ассоциаций, Да, и ещё. И даже в банковском сегменте любят поозоровать;) но опять-таки команды разработки. И в своей работе со своей командой я была не прочь покреативить и поьезоьразничать;) И это работало! Нужно не боятся экспериментов и не боятся выйти за рамки шаблонов.
Читать дальше Ответить
Natali 20.03.2020 20:00:14
Ответить
Ответ Natali: Не думала об этом, но, действительно, есть общее!
Ответить