В конце XIX – начале XX веков Дом Фаберже был непоколебимым лидером на ювелирном рынке Российской империи как по количеству выпущенных изделий, так и по их разнообразию.
За недолгую историю существования, закончившуюся в 1918 году, было создано почти 200 тысяч ювелирных изделий. Пасхальные яйца для царской семьи, портсигары, пепельницы, помадницы, пудреницы, рамки для фотографий, несессеры, термометры и барометры, часы, запонки, шкатулки...
Практически все направления ювелирного искусства были освоены предприятием Фаберже. Удивительно и то, что предметы, создаваемые фирмой, были адресованы разным слоям населения. При всем этом даже доступная по цене продукция отличалась качеством и неповторимым духом Фаберже. Каждый предмет не имел аналогов.
Как Карл Фаберже смог всего этого добиться?
Безупречное качество за приемлемую цену
Отец Карла Фаберже – Густав – отправился учиться ювелирному делу в Санкт-Петербург из Лифляндии в 40-х годах XIX века. Уже в 1842 году в подвальчике на Большой Морской улице Густав открыл мастерскую и торговую лавку. Здесь можно было купить простые ювелирные изделия и очки. Так началась история семьи Фаберже.
Карла, старшего сына Густава, положение мелкого торговца не устраивало. Он решил преобразовать бизнес в крупнейшую ювелирную империю.
И у него было для этого все. В отличие от глав ювелирных домов Tiffany, Boucheron, Cartier, которые в большей степени были бизнесменами, Фаберже обладал еще и талантом. Для него была важна художественная ценность предмета, а не просто стоимость камней. Если у изделия не было «души», то Фаберже считал его дорогой безделушкой.
Секрет фирмы Фаберже
Ценность любого ювелирного предмета не в материале, а в искусстве его обработки, в неповторимом стиле, в создании адресной вещи, которая рассказывает событие из жизни своего владельца.
Фаберже, будучи превосходным маркетологом, понимал, что на рынке Российской империи конкурентоспособным будет только первоклассно выполненный продукт по приемлемой цене.
Именно поэтому Карл охотно использовал недорогие материалы. Они стали своеобразным фундаментом его империи.
Притом работа всегда была выполнена совершенно, и изделие само по себе было уникальным произведением искусства. Ювелир стремился создать предмет искусства с минимальной себестоимостью.
Это по достоинству было оценено царской семьей, которой ежегодно приходилось вручать тысячи подарков как в рамках российских, так и зарубежных визитов.
Фаберже – поставщик Высочайшего двора и мастер Парижской гильдии ювелиров
Звезда дома Фаберже загорелась в 1882 году, когда Карл возглавил предприятие своего отца. В этом же году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Фаберже получил вторую награду – медаль за превосходное воспроизведение древнегреческих ювелирных изделий, найденных в Керчи. Именно это позволило Карлу Фаберже достичь вершины лестницы успеха.
За несколько месяцев до Пасхи 1885 года император Александр III, прослышав об удивительном таланте Фаберже делать копии, поручил ювелиру создать имитацию костяного яичка с курочкой для супруги Марии Федоровны. Яйцо настолько понравилось императрице, что стало во всех смыслах слова золотым для дома Фаберже.
В 1885 году Фаберже становится поставщиком Императорского двора. А в 1890 году – оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. Это – безоговорочное признание и свидетельство безукоризненного качества. С 1885 года на всех бланках фирмы появился двуглавый орел – знак качества того времени.
В 1887 году на задворках Большого театра Фаберже открывает московский магазин. Здесь представлены необычные предметы, преимущественно серебряные. Этот магазин и его ассортимент рассчитаны на московское купечество.
В 1900 году Карл Фаберже перенес бизнес в более просторное здание на Большой Морской улице. Здесь располагалась его квартира, торговые площади и мастерские. К этому моменту компания производила тысячи изделий ежегодно.
В этом же году Фаберже привез в Париж на Всемирную промышленно-художественную выставку «цветочные композиции». Они потрясли мировую общественность совершенством. Фаберже был награжден орденом Почетного легиона и получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров. Мир заговорил о «русском чуде от Фаберже».
За этими громкими титулами и наградами скрывались годы труда как самого Фаберже, так и его команды, бесконечное стремление к совершенству, неповторимое качество и уникальность каждого ювелирного предмета.
В некотором смысле Дом Фаберже можно назвать прародителем бережливого производства.
Бережливые принципы Дома Фаберже
Увидь своими глазами
Фирма Фаберже – семейное предприятие. Сыновья и брат Карла Фаберже работали с детьми и родственниками других мастеров. Так формировались производственные династии. Мастеров было немного. И именно они стали первыми учителями Карла – он вырос в мастерской своего отца. Если подумать об этом в терминах бережливого производства – Карл Фаберже, по сути, вырос в гембе.
Мать Карла – Шарлотта – также оказала на становление личности великого ювелира сильное влияние. Она была дочерью скандинавского профессора живописи и постоянно рассказывала Карлу об искусстве.
Как компания «Тойота» строилась на ценностях семьи Тойода, так и фундаментом фирмы «Фаберже» стали семейные принципы.
Учись, совершенствуйся
В 14 лет Карл уехал с семьей в Дрезден. Там он учился в художественно-промышленной школе и затем – с подачи отца – в Коммерческом колледже, где, помимо прочего, посещал уроки Йозефа Фридмана – лучшего ювелира Франкфурта. В Париже Карл Фаберже проводил сутки напролет в Лувре.
Вернувшись в Россию, Фаберже пошел работать к Хискиасу Пендину – видному мастеру золотых и серебряных дел в Российской империи. Он был наставником Карла в течение 10 лет. Тогда Фаберже решил, что соберет команду, в которой будет множество талантливых мастеров, и каждый из них будет известен в своем деле. И ему это удалось.
Воспитывай незаурядных людей и формируй команды
В мастерских кипела работа: ювелиры осваивали новые техники обработки и экспериментировали с нестандартными материалами – пробкой, деревом, кожей и т.п. А глава фирмы продолжал работать и учиться.
Так, Фаберже часами трудился в Отделе древностей Эрмитажа: реставрировал поврежденные детали и воскрешал античные коллекции. Притом он обязательно описывал каждую.
Такой же отдачи он требовал от каждого мастера своей фирмы. И они трудились в Эрмитаже и Оружейной палате Московского Кремля, кропотливо копируя древние изделия, зарисовывая орнаменты.
Ни Фаберже, ни его мастера не взяли ни копейки за свою работу – они не направили счета на оплату своей деятельности. Карл был крайне требователен к своим сотрудникам, мог прямо сказать о том, что в сделанном предмете ему не понравилось.
Карл подбирал самых талантливых мастеров. Они должны были обладать творческим мышлением, уметь подхватить идею главы фирмы и не только воплотить, но и творчески развить. Поэтому, хотя Фаберже ценил и уважал каждого сотрудника, поблажек не делал.
К самому себе он тоже был беспощаден. Фаберже мог нещадно раскритиковать эскиз, забыв о собственном авторстве. А потом сказать: «Вот что значит, когда ругать некому. Сам себя обругал». За качество продукции в фирме Фаберже ответственность нес каждый мастер, и сам глава – прежде всего.
Создавай стабильную производственную культуру и долговечные ценности
Головное производство фирмы Фаберже находилось в Санкт-Петербурге. Кроме него, было открыто еще 4 филиала – в Москве, Лондоне, Киеве, Одессе.
Предприятие в Петербурге было передовым. Фаберже провел даже электричество. Столовая, ресторан для работников, кабинет врача... Все это было сделано для мастеров фирмы Фаберже.
Притом в какой-то момент сам Карл Фаберже перестал непосредственно изготавливать ювелирные произведения. Но он всегда направлял и наставлял мастеров, которые руководили своими специалистами.
Он хотел, чтобы сотрудники были максимально мотивированы, поэтому строил систему управления производством соответствующим образом. Так, он разрешил каждому мастеру фирмы организовать собственную небольшую компанию. Все они работали под брендом Фаберже.
Притом на ряде работ мастера имели право поставить свои инициалы рядом с клеймом компании. Благодаря этому Генрик Вигстрем, Федор Рюкерт, Михаил Перхин запечатлели свое имя в истории ювелирного дела в России.
В том числе поэтому на фабриках Фаберже никогда не было забастовок. Он не увольнял никого необоснованно, даже стариков. Можно сказать, что Фаберже придерживался идеи пожизненного найма сотрудников.
Однако уволить могли за нарушение правил, принятых на фирме. Их было всего шесть, и они обеспечивали бесперебойную работу производства.
6 правил Фаберже
Обязательно:
- Мужчинам уважительно обращаться к женщинам, работающим на фирме.
Запрещено всем работникам:
- Сквернословить и вести в течение рабочего неприличные разговоры друг с другом.
- Курить в помещении.
- Рассказывать анекдоты во время работы.
- Собираться в группы и беседовать на отвлеченные темы.
Запрещено подмастерьям:
- Кричать, браниться, ссориться, драться, производить какой-либо шум.
Это были обязательные к выполнению требования Карла Фаберже для любого сотрудника – от ученика и подмастерья до искусного мастера.
Поиск новых рынков
Наладив работу петербургского и московского филиалов фирмы, Фаберже ставит амбициозную задачу с учетом долгосрочной перспективы. В начале XX века на волне промышленного и торгового подъема в Российской империи Фаберже открывает три филиала – в Одессе, Лондоне и Киеве. Тем самым Карл Фаберже планирует расширить торговые горизонты.
Одесса
В Одессе в 1901 году на улице Дерибасовской, в доме № 31 был открыт магазин. И уже в 1903 году было подано прошение об открытии фабрики золотых и серебряных изделий.
Фабрика одесского отделения фирмы занимала 4 комнаты верхнего этажа дома № 1 на Тираспольской улице. Квартира управляющего находилась в этом же доме.
Это было масштабное производство, в работе которого оказалось задействовано в разное время от 30 до 35 сотрудников. Для ювелирного производства – большой штат.
Однако в 1916 году количество задействованных в производстве человек сократилось до трех. Причиной тому стала Первая мировая война.
Лондон
Одновременно с подачей прошения об открытии фабрики в Одессе, в 1903 году Фаберже открывает магазин в Лондоне, на Дувр-Стрит, 48. К выбору места для этого магазина, как и для всех остальных, Карл Фаберже подошел стратегически.
Бутик расположился вблизи королевской резиденции, где проживали главные покупатели, в частности, английская королева Александра (сестра Марии Федоровны).
В 1915 году этот филиал также был закрыт из-за волнений, связанных с Первой мировой войной. Этот филиал поставил на европейский рынок более 5500 вещей фирмы Фаберже.
Киев
Киевский магазин был открыт в 1906 году на Крещатике, в доме № 25. Здесь же располагалась первая киевская ювелирная и художественно-граверная артель. Примерно 10–12 человек работали в небольшой мастерской фирмы Фаберже.
В 1911 году Карл Фаберже закрыл филиал. За 5 лет работы мастера киевского филиала выполнили около тысячи предметов, главным образом – ювелирные украшения.
Филиал был закрыт, так как не выдержал конкуренции с фабрикой художественно-ювелирных изделий Иосифа Маршака.
Работа с партнерами
До 1908 года фирма Фаберже не имела собственного камнерезного производства. Притом продавать фигурки животных из полудрагоценных камней компания стала в начале 1980-х годов.
Работы по резке камня отдавались на аутсорс – сторонним мастерам. Все работы по рисункам и моделям фирмы осуществляли на фабрике Карла Верфеля в Петербурге и на предприятиях Штерна в Оберштейне.
В 1908 году Фаберже купил фабрику Верфеля. Это производство легло в основу камнерезного направления деятельности Фаберже.
Притом сначала это были довольно простые и неуклюжие статуэтки. Однако со временем они выросли в настоящие произведения каменного искусства.
На рубеже XIX–XX веков мастера фирмы освоили технику объемной флорентийской мозаики. В ней было выполнено большое количество предметов, в том числе и ряд фигурок животных.
Камнерезное направление как самостоятельный вид деятельности просуществовало довольно недолго. Деятельность фирмы полностью прекратилась в 1918 году. А предшествующие годы можно было назвать периодом упадка. Первая мировая война и революция уничтожили страну, в которой могло существовать такое предприятие, каким являлась фирма Фаберже.
Несмотря на это, камнерезное направление принесло фирме Карла Фаберже славу и процветание. Современники называли ювелира «Челлини Севера» и считали настоящим художником. Вместе с тем он являлся и потрясающим управленцем.
Падение империи Фаберже
Большая часть населения России того времени жила в ужасающей нищете. Социальное расслоение достигало катастрофических размеров: пропасть между богатыми и бедными была непреодолимой.
На это накладывались память о проигрыше в русско-японской войне, рост инфляции. Недовольство нарастало.
Рабочие были в отчаянии. Но Фаберже не замечал этого. Его предупреждали о том, что взрыв неизбежен, положение катастрофическое.
В конце 1917 года был выпущен декрет о золоте и платине. Теперь один человек имел право владеть изделием из золота весом не больше 68 грамм. Но портсигар или часы от Фаберже могли весить во много раз больше.
В итоге в 1918 году компания была национализирована большевиками, а Фаберже вынужден был подписать решение о ликвидации фирмы. Дача ювелира под Петербургом была разграблена и разгромлена, сейф взломан. Карлу пришлось бежать Латвию, затем в Германию.
Многогранный, как обработанный алмаз, гениальный ювелир не обладал прочностью камня. Он умер от сердечного приступа, не воссоздав свою империю, в 1920 году в Лозанне.
Свержение монархии, расстрел царской семьи, приход к власти большевиков – все это оказалось смертельным ударом для империи Фаберже. Смерть Фаберже, однако, не стала смертью созданного им бренда.
Снова «Фаберже»
После революции ювелирные изделия от Фаберже продавались за границу за копейки: их считали подержанными безделушками. Некоторые вещи, выполненные ювелиром, стоили не дороже пары долларов. Привлекательная цена и высокая ценность сделали изделия ювелирного дома очень востребованными в Европе и Америке.
Бренд быстро набрал популярность, выросло число желающих заработать на нем деньги. Стали появляться подделки – «Фальшберже».
Позже, в 1931 году, возникла фирма Fabergе Inc. Это уже были не подделки «под Фаберже», а отдельный бизнес по продаже парфюмерных средств и туалетных принадлежностей.
В 80–90-х годах XX века можно было купить практически любой товар повседневного спроса «от Фаберже» – порошки, джинсы, средства для чистки труб. Мало кто в мире помнил о том, что за этой фамилией стоит крупнейшее ювелирное производство Российской империи и гений Карла Фаберже.
Однако в 2007 году бренду вернули его смысловое наполнение. Это было сделано правнучками Карла – Сарой и Татьяной Фаберже.
Современный ювелирный бренд далек от того, что когда-то в Северной Пальмире было создано гениальным ювелиром Карлом Фаберже.
И все-таки, спустя более 100 лет с момента падения ювелирной империи, снова можно купить изделия от Фаберже.
Фаберже
Одна из крупнейших ювелирных фирм в XIX–XX вв., основанная в Российской империи в 1842 году.
Мастера фирмы работали в самых разных техниках, а художественная стилистика дома Фаберже представляла собой сплав традиций интернационального «классицизирующего» направления.
Среди материалов, которые использовались в работе фирмы: сардоникс, горный хрусталь, розовый кварц, розовый халцедон, обсидиан, аквамарин, аметист, селенит, авантюрин, агат, сердолик, яшма, бирюза, опал, оникс, топаз, янтарь, шпинель, раухтопаз, малахит, родонит, лазурит, золото, серебро, платина, эмаль (палитра насчитывала 144 оттенка), карельская береза, пробка, жемчуг, бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды и многие другие.
Благодарим за помощь в работе над статьей сотрудников музея Фаберже в Санкт-Петербурге. Фотоматериалы являются собственностью музея, защищены авторским правом.